Исследование Rambler&Co. Половина россиян считают, что язык чиновников и тексты законов должны быть проще
С начала августа в России введено много новых законов. Их тексты доступны в интернете, публикуются на сайтах и в СМИ, но зачастую депутатам и сенатором лично приходится объяснять их смысл или комментировать неоднозначные моменты. Аналитики медиахолдинга Rambler&Co опросили более 120 тысяч интернет-пользователей и узнали, как много россиян способны разобраться в языке политических и законотворческих инициатив без посторонней помощи.
Среди участников опроса оказалось 49% тех, чья работа или хобби связаны в той или иной степени с текстами на русском языке, и 51% тех, кто не сталкивается с этим в личной или профессиональной жизни. У первой группы уровень понимания письменного языка юристов и чиновников немного выше — 46% (против 38% — у второй) считывают смыслы сразу, 31% (и 28%, соответственно, у второй группы) — через несколько попыток чтения документа, 23% (и 34%) не понимают новых законов без консультации с юристом или объяснений в СМИ.
Такая же корреляция и у восприятия устной речи законотворцев. Среди тех, кто работает с текстами, две трети (66%) понимают выступления чиновников, 18% нужно его послушать несколько раз, а 16% не могут разобраться без дополнительных объяснений.
половина тех, кто с текстами не работают, могут вникнуть в смысл слов
27% не понимают без пояснительных материалов в СМИ, а 23% нужно послушать выступления несколько раз.
При этом 56% знатоков русского языка предлагают упразднить канцеляриты и деловой стиль в законотворческих и политических текстах, так как они иногда непонятны и допускают множество толкований. 44% с ними не согласны и считают такой язык более конкретным и описывающим все важные детали. Среди тех, кто с русским языком непосредственно не работает, соотношение за (упразднить канцеляриты) и против (оставить всё как есть) — 66% и 34%.
Почти единогласно большинство в обеих группах респондентов ответили утвердительно на вопрос о том, стоит ли чиновникам упростить устную речь. Так, 45% (знатоки) и 47% (обычные граждане) считают, что их язык должен быть понятен всем, и еще по 26% (в обеих группах) — что русская речь от этого даже не обеднеет. Но 19% и 14% оставили бы всё как есть, а 10% и 13% уверены, что это народ должен тянутся к пониманию смыслов, а не наоборот.
Опрос проходил на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 3 по 10 августа 2023 года, охват составил 122 833 интернет-пользователя, среди которых 63% мужчин и 37% женщин.
Лучшее в блогах
Вам понравится
В России 97% рекламных агентств используют искусственный интеллект (ИИ) и нейросети для разработки своих рекламных продуктов, следует из исследования Аналитического центра АКАР / АРИР / РАМУ / ГИПП. По его результатам, самыми популярными сервисами в 2024 году стали ChatGPT, Midjourney, DALL-E, и Yandex GPT. При этом 55% агентств используют собственные программные продукты, основанные на ИИ. По мнению экспертов, использование нейросетей упрощает и ускоряет процесс разработки продуктов и является перспективным инструментом для развития рынка.
Для нового социального проекта облачного провайдера beeline cloud мы в CreativePeople помогли придумать идею и развить её в отдельный спецпроект «Городские легенды», который помогает воссоздать утраченные или сильно изменившиеся со временем шедевры архитектуры, знаковые здания и сооружения. Теперь можно увидеть, как бы выглядели сейчас московская триумфальная арка «Красные ворота» или один из самых больших кинотеатров Новосибирска эпохи НЭПа.
Рассказываем, как проходила работа над проектом и что вы можете сделать, чтобы вместе с beeline cloud сохранить как можно больше легендарных сооружений в каждом городе России.