Референс-лист — что это и как его оформить
Содержание
Что такое референс-лист
Референс-лист — это документ, который наглядно демонстрирует услуги, которые оказывает компания, ее выполненные проекты, кейсы успешного сотрудничества с клиентами. Его можно использовать на переговорах, присылать на почту в виде коммерческого предложения, размещать на своем сайте для подтверждения своего опыта и формирования репутации компетентных специалистов. Оформить референс-лист можно в виде презентации, интерактивной карты, буклет в PDF или в печатном варианте.
Зачем нужен референс-лист
Главная задача референс-листа — на конкретных примерах показать потенциальным партнерам, что вы умеете решать их проблемы. Можно перечислить свои преимущества по типу «делаем быстро и хорошо» на сайте, ссылаться на список клиентов, с которыми вы работали, на словах рассказывать, чем вы умеете заниматься, но без наглядных и понятных доказательств вы не получите конкурентного преимущества.
Вот какие задачи решает референс-лист:
-
знакомит клиентов и партнеров с основной информацией о компании — стаж, сфера деятельности, услуги, сотрудники;
-
собирает все кейсы, примеры работ и отзывы в один удобный документ, которым можно легко делиться с клиентами и партнерами;
-
предоставляет объективные факты, которые продемонстрируют ваши навыки и умения;
-
экономит и ваше время, и время клиентов — не нужно долго объяснять суть проектов на словах, можно показать их наглядно.
Какому бизнесу нужен референс-лист
Чаще всего референс-листы создают в тех сферах, где можно легко продемонстрировать красивый результат — например, в графическом и UI/UX дизайне, в разработке сайтов и лендингов, в проектировании интерьеров и архитектуры. Но разработать наглядный документ может любой бизнес — главное правильно подобрать его формат. Где-то будет больше картинок и минимум текста, в других случаях акцент нужно будет сделать на факты и цифры. Вот несколько примеров использования референс-листов в разных сферах:
-
стартапы в инновационных направлениях — продукты, услуги, решения, которые успешно внедрены и используются на практике;
-
маркетинг и продвижение — кампании и стратегии с наглядной динамикой показателей по метрикам, рекламные креативы;
-
инвестиции и финансы — успешные сделки, управление активами, консультирование крупных клиентов или организаций со статистикой и финансовыми отчетами;
-
разработка сайтов — успешно реализованные проекты со скриншотами и ссылками на них, до/после для редизайнов сайтов, показатели по SEO, статистика посещаемости;
-
программирование — план работ по каждому проекту, ссылки на разработанные продукты, результаты в цифрах — например, «обновленная защита сайта отразила на 65% больше атак за месяц, чем предыдущая версия».
Преимущества использования референс-листа
Преимущества разработки референс-листа заключаются в следующем:
-
повышение доверия потенциальных партнеров за счет демонстрации успешных проектов;
-
возможность предоставить всю нужную для принятия решения информацию в одном файле;
-
повышение репутации компании среди потенциальных клиентов и соискателей, особенно если размещать референс-лист на сайте в свободном доступе;
-
возможность создать референс-лист в любом удобном формате, который соответствует специфике деятельности компании и лучше презентует ее возможности;
-
факт наличия правильно оформленного референс-листа у компании дает понять, что она следит за трендами и уважительно относится к заказчикам, экономя их время и предоставляя информацию в наиболее удобной форме.
Правила оформления референс-листа
Расскажем, как оформить референс-лист.
Шаблон оформления референс-листа
Информацию о своей компании можно прописать по следующему образцу референс-листа:
-
название фирмы, сфера деятельности;
-
опыт, количество лет на рынке;
-
перечень оказываемых услуг;
-
особые условия, если есть — например, скидки при заказе нескольких услуг или экспресс-работы за 3 дня;
-
штат специалистов, особенно если выполняете работы «под ключ»;
-
контакты.
При описании проекта можно опираться на следующие пункты:
-
название компании клиента (если кейс из В2В-сферы);
-
основной запрос, с которым к вам обратились, поставленные задачи;
-
список проделанных работ;
-
результаты — фото или скрины готового проекта, статистика в цифрах, графики и диаграммы из метрик;
-
сложности и их решение — опционально.
Пункты можно добавлять или убирать по своему усмотрению. Важно дать максимум полезной информации и при этом не перегрузить читателя лишними деталями. Черновик референс-листа можно прописать в таблице или текстовом документе, а затем упаковать его в эстетичный визуал. Для оформления удобно использовать шаблоны презентаций и портфолио, сайты-конструкторы, сервисы с ИИ для дизайна — например, MagicSlides или SlidesAI.
Советы по оформлению референс-листа
Вот несколько советов, как оформить референс-лист:
-
используйте как можно больше картинок, если проекты связаны с визуалом;
-
добавляйте графики, скрины из метрик, статистику, снабжайте их краткими комментариями;
-
избегайте длинного сплошного текста, если без него не обойтись — разбивайте на абзацы и подзаголовки, в каждом из них должно быть 1–2 предложения;
-
не делайте референс-лист слишком длинным, его изучение не должно занимать много времени, помещайте только лучшие проекты каждого типа услуг, который вы оказываете;
-
лучше сохранять референс-лист онлайн, чтобы у заказчиков не было необходимости скачивать его — например, можно загрузить презентацию в Google Slides или создать мини-сайт в конструкторе;
-
можно сделать печатную версию референс-листа — ее удобно использовать на оффлайн переговорах;
-
обязательно поместите в конце референс-листа свои контакты, желательно — активной ссылкой.
Образец референс-листа
Рассмотрим, какую информацию можно разместить в референс-листе на примере агентства, которое занимается созданием и продвижением сайтов.
Как использовать готовый референс-лист
Итак, референс-лист готов — вот что с ним можно сделать:
-
разместить на сайте;
-
отправлять потенциальным клиентам вместе с коммерческим предложением;
-
использовать на переговорах с клиентами;
-
распечатать и положить буклеты в зоне ожидания в офисах.
Распространенные ошибки при составлении
Рассмотрим основные ошибки, которых стоит избегать при создании референс-листа:
-
не добавляйте все выполненные проекты — выбирайте лучшие, и те, которые могут продемонстрировать все ваши возможности;
-
если референс-лист не обновляется, он теряет актуальность — регулярно добавляйте новые проекты и исключайте устаревшие;
-
большое количество текста перегружает презентацию — пишите только о главном, по возможности отразите результаты в картинках, схемах, графиках;
-
изображения, добавленные «просто так» и не несущие смысловой нагрузки отвлекают от сути референс-листа;
-
непривлекательный визуал создает впечатление непрофессионализма компании, даже если в референс-листе описаны впечатляющие результаты: используйте шаблоны или привлекайте к разработке дизайнера.
Коротко о главном
Подведем итоги:
-
референс-лист — это документ, который демонстрирует возможности компании и содержит основную информацию о ней, кейсы, отзывы;
-
он помогает наглядно показать потенциальным клиентам, партнерам или инвесторам профессионализм компании и умение выполнять нужные задачи;
-
оформить референс-лист можно в любой сфере деятельности, отличаться будет формат — например, изображения и фото готовых работ, графики и диаграммы, статистика и цифры;
-
чаще используют формат презентации в PowerPoint или Google Slides или упаковывают изображения в PDF-файл, желательно сделать возможность онлайн-доступа к референс-листу;
-
важно описать краткую, но емкую информацию о компании и о лучших выполненных проектах, описать нужно задачу, объем работ и результаты;
-
нужно использовать как можно больше фактов и цифр, изображений готовых работ, графиков с наглядной динамикой и избегать длинных текстовых пояснений;
-
визуал — важная составляющая хорошего референс-листа, для красивого и гармоничного оформления можно использовать шаблоны или привлечь профессионального дизайнера.