ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
30.03.2024, 14:46

Референс-лист — что это и как его оформить

Успех переговоров с инвесторами, партнерами, заказчиками во многом зависит от того, сможет ли компания правильно себя презентовать и представить с лучшей стороны. Можно иметь многолетний опыт, сотни успешных проектов и тысячи отзывов от довольных клиентов, но если их не упаковать в наглядную и понятную презентацию, никакого преимущества они не дадут. Решение проблемы — референс-лист: рассказываем, что это такое и как его правильно оформлять.

Что такое референс-лист

Референс-лист — это документ, который наглядно демонстрирует услуги, которые оказывает компания, ее выполненные проекты, кейсы успешного сотрудничества с клиентами. Его можно использовать на переговорах, присылать на почту в виде коммерческого предложения, размещать на своем сайте для подтверждения своего опыта и формирования репутации компетентных специалистов. Оформить референс-лист можно в виде презентации, интерактивной карты, буклет в PDF или в печатном варианте.

Зачем нужен референс-лист

Главная задача референс-листа — на конкретных примерах показать потенциальным партнерам, что вы умеете решать их проблемы. Можно перечислить свои преимущества по типу «делаем быстро и хорошо» на сайте, ссылаться на список клиентов, с которыми вы работали, на словах рассказывать, чем вы умеете заниматься, но без наглядных и понятных доказательств вы не получите конкурентного преимущества.

Вот какие задачи решает референс-лист:

  • знакомит клиентов и партнеров с основной информацией о компании — стаж, сфера деятельности, услуги, сотрудники;

  • собирает все кейсы, примеры работ и отзывы в один удобный документ, которым можно легко делиться с клиентами и партнерами;

  • предоставляет объективные факты, которые продемонстрируют ваши навыки и умения;

  • экономит и ваше время, и время клиентов — не нужно долго объяснять суть проектов на словах, можно показать их наглядно.

Какому бизнесу нужен референс-лист

Чаще всего референс-листы создают в тех сферах, где можно легко продемонстрировать красивый результат — например, в графическом и UI/UX дизайне, в разработке сайтов и лендингов, в проектировании интерьеров и архитектуры. Но разработать наглядный документ может любой бизнес — главное правильно подобрать его формат. Где-то будет больше картинок и минимум текста, в других случаях акцент нужно будет сделать на факты и цифры. Вот несколько примеров использования референс-листов в разных сферах:

  • стартапы в инновационных направлениях — продукты, услуги, решения, которые успешно внедрены и используются на практике;

  • маркетинг и продвижение — кампании и стратегии с наглядной динамикой показателей по метрикам, рекламные креативы;

  • инвестиции и финансы — успешные сделки, управление активами, консультирование крупных клиентов или организаций со статистикой и финансовыми отчетами;

  • разработка сайтов — успешно реализованные проекты со скриншотами и ссылками на них, до/после для редизайнов сайтов, показатели по SEO, статистика посещаемости;

  • программирование — план работ по каждому проекту, ссылки на разработанные продукты, результаты в цифрах — например, «обновленная защита сайта отразила на 65% больше атак за месяц, чем предыдущая версия».

Преимущества использования референс-листа

Преимущества разработки референс-листа заключаются в следующем:

  • повышение доверия потенциальных партнеров за счет демонстрации успешных проектов;

  • возможность предоставить всю нужную для принятия решения информацию в одном файле;

  • повышение репутации компании среди потенциальных клиентов и соискателей, особенно если размещать референс-лист на сайте в свободном доступе;

  • возможность создать референс-лист в любом удобном формате, который соответствует специфике деятельности компании и лучше презентует ее возможности;

  • факт наличия правильно оформленного референс-листа у компании дает понять, что она следит за трендами и уважительно относится к заказчикам, экономя их время и предоставляя информацию в наиболее удобной форме.

Правила оформления референс-листа

Расскажем, как оформить референс-лист.

Шаблон оформления референс-листа

Информацию о своей компании можно прописать по следующему образцу референс-листа:

  • название фирмы, сфера деятельности;

  • опыт, количество лет на рынке;

  • перечень оказываемых услуг;

  • особые условия, если есть — например, скидки при заказе нескольких услуг или экспресс-работы за 3 дня;

  • штат специалистов, особенно если выполняете работы «под ключ»;

  • контакты.

При описании проекта можно опираться на следующие пункты:

  • название компании клиента (если кейс из В2В-сферы);

  • основной запрос, с которым к вам обратились, поставленные задачи;

  • список проделанных работ;

  • результаты — фото или скрины готового проекта, статистика в цифрах, графики и диаграммы из метрик;

  • сложности и их решение — опционально.

Пункты можно добавлять или убирать по своему усмотрению. Важно дать максимум полезной информации и при этом не перегрузить читателя лишними деталями. Черновик референс-листа можно прописать в таблице или текстовом документе, а затем упаковать его в эстетичный визуал. Для оформления удобно использовать шаблоны презентаций и портфолио, сайты-конструкторы, сервисы с ИИ для дизайна — например, MagicSlides или SlidesAI.

Референс-лист: что это такое, образец

Шаблоны для презентаций можно использовать и для оформления референс-листа

Советы по оформлению референс-листа

Вот несколько советов, как оформить референс-лист:

  • используйте как можно больше картинок, если проекты связаны с визуалом;

  • добавляйте графики, скрины из метрик, статистику, снабжайте их краткими комментариями;

  • избегайте длинного сплошного текста, если без него не обойтись — разбивайте на абзацы и подзаголовки, в каждом из них должно быть 1–2 предложения;

  • не делайте референс-лист слишком длинным, его изучение не должно занимать много времени, помещайте только лучшие проекты каждого типа услуг, который вы оказываете;

  • лучше сохранять референс-лист онлайн, чтобы у заказчиков не было необходимости скачивать его — например, можно загрузить презентацию в Google Slides или создать мини-сайт в конструкторе;

  • можно сделать печатную версию референс-листа — ее удобно использовать на оффлайн переговорах;

  • обязательно поместите в конце референс-листа свои контакты, желательно — активной ссылкой.

Образец референс-листа

Рассмотрим, какую информацию можно разместить в референс-листе на примере агентства, которое занимается созданием и продвижением сайтов.

референс лист это что

Данные из таблицы будут упакованы в визуал

Как использовать готовый референс-лист

Итак, референс-лист готов — вот что с ним можно сделать:

  • разместить на сайте;

  • отправлять потенциальным клиентам вместе с коммерческим предложением;

  • использовать на переговорах с клиентами;

  • распечатать и положить буклеты в зоне ожидания в офисах.

Распространенные ошибки при составлении

Рассмотрим основные ошибки, которых стоит избегать при создании референс-листа:

  • не добавляйте все выполненные проекты — выбирайте лучшие, и те, которые могут продемонстрировать все ваши возможности;

  • если референс-лист не обновляется, он теряет актуальность — регулярно добавляйте новые проекты и исключайте устаревшие;

  • большое количество текста перегружает презентацию — пишите только о главном, по возможности отразите результаты в картинках, схемах, графиках;

  • изображения, добавленные «просто так» и не несущие смысловой нагрузки отвлекают от сути референс-листа;

что такое референс лист

Большое количество текста (слева) ухудшает восприятие, ненужная картинка отвлекает — справа показатели представлены наглядно

  • непривлекательный визуал создает впечатление непрофессионализма компании, даже если в референс-листе описаны впечатляющие результаты: используйте шаблоны или привлекайте к разработке дизайнера.

Коротко о главном

Подведем итоги:

  • референс-лист — это документ, который демонстрирует возможности компании и содержит основную информацию о ней, кейсы, отзывы;

  • он помогает наглядно показать потенциальным клиентам, партнерам или инвесторам профессионализм компании и умение выполнять нужные задачи;

  • оформить референс-лист можно в любой сфере деятельности, отличаться будет формат — например, изображения и фото готовых работ, графики и диаграммы, статистика и цифры;

  • чаще используют формат презентации в PowerPoint или Google Slides или упаковывают изображения в PDF-файл, желательно сделать возможность онлайн-доступа к референс-листу;

  • важно описать краткую, но емкую информацию о компании и о лучших выполненных проектах, описать нужно задачу, объем работ и результаты;

  • нужно использовать как можно больше фактов и цифр, изображений готовых работ, графиков с наглядной динамикой и избегать длинных текстовых пояснений;

  • визуал — важная составляющая хорошего референс-листа, для красивого и гармоничного оформления можно использовать шаблоны или привлечь профессионального дизайнера.