ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
14.03.2024, 13:20

Что такое миссия компании

В сегодняшней статье поговорим о том, что такое миссия компании, каково ее назначение и как написать миссию, определяющую успех бизнеса на годы вперед.
миссия компании - фото

Миссия организации: что это простыми словами

Миссия организации — это четко сформулированный смысл ее существования и предназначения. Это философия и стратегия бизнеса в перспективе, отвечающая на вопрос — для чего существует компания, кроме заработка денег.

Визуально миссия — это документ, который фирма размещает на своих ресурсах, например, на сайте, отчетных документах, упоминает в рекламе, листовках и даже трудовых договорах.

Зачем организациям миссия

Миссия компании — не просто красивый слоган. Грамотно сформулированная, она дает ощутимый толчок в развитии бизнеса, помогает прогнозировать и упорядочить деятельность, сфокусироваться на целях.

А вот еще зачем компаниям нужна миссия:

  • укрепление корпоративной культуры, объединение коллектива и создание атмосферы вовлеченности в большое общее дело, что помогает четко понимать цель и двигаться к ней;

  • повышение мотивации и лояльности коллектива к работе и руководству, снижение риска выгорания сотрудников;

  • создание неповторимого образа предприятия, позволяющего ему выделяться среди конкурентов, а также привлекать и удерживать клиентов.

Примеры успешных миссий

Рассмотрим наиболее удачные примеры миссий организаций в России.

СберБанк

Миссия Сбера звучит так: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».

миссия организации - фото

Клиенты, их потребности, мечты и цели — есть основа всей деятельности банка, как организации, устанавливающей амбициозную цель устремлений — стать одной из лучших финансовых компаний мира. При этом высокие цели достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.

Корпорация «Газпром»

Миссия корпорации «Газпром» звучит так: «Развиваться, чтобы развивать мир. Созидать, чтобы гордиться созданным. Мы создаем ресурсы для будущего, обогащая мир энергией, знаниями и технологиями для уверенного движения к лучшему».

примеры миссии компании газпром - фото

«Газпром» — компания с глобальными устремлениями и стратегической целью, которой является становление ее как лидера среди глобальных энергетических предприятий посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Авиакомпания «Аэрофлот»

Компания «Аэрофлот» сформулировала свою миссию так: «Мы работаем для того, чтобы наши клиенты могли быстро и с комфортом преодолевать огромные расстояния, а значит — быть мобильными, чаще встречаться, успешно работать и видеть мир во всем его разнообразии. Мы даем нашим клиентам возможность выбора благодаря обширной маршрутной сети и различным авиаперевозчикам группы: от лоукостера до авиакомпании премиального уровня».

примеры миссии организации аэрофлот - фото

Отличия миссии от видения, целей и ценностей

Миссия формулирует в большей степени нематериальные идеи и устремления фирмы, отвечая на вопрос — зачем и для кого компания ведет свою деятельность.

В свою очередь видение — это нематериальный успех устремленный в будущее, то что планирует достичь предприятие в глобальном смысле и в чем заключена его нематериальная выгода.

Ценности — это то, во что верит компания, ее принципы, ориентиры в деятельности — например, уважение к окружающей среде, предвосхищение ожиданий клиентов и так далее.

Цели — это уже конкретный план действий, вектор развития организации, измеряемый в установленных сроках. Например, основная цель «Газпрома» до 2030 года — укрепление статуса лидера среди глобальных энергетических компаний посредством диверсификации рынков сбыта, обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития.

что такое миссия компании - фото

Виды миссий

Специалисты по стратегическому маркетингу выделяют четыре основных вида миссий, которые могут быть сформулированы компаниями:

  • миссия-предназначение — в ней раскрывается специфика деятельности предприятия, которое предлагает товары и услуги своей аудитории;

  • миссия-ориентация — это ценности предприятия, которые разделяют все сотрудники. Она помогает выстраивать взаимодействие между организацией, клиентами и партнерами;

  • миссия-политика — формулируется на основе цели, которую преследует компания в определенный период существования, и формирует понимание стратегии развития в будущем;

  • миссия-описание продуктов — строится на основе рыночного определения бизнеса компании.

Также, в зависимости от содержания, миссию можно разделить на такие типы:

  • миссия-служение, как стремление привнести благополучие в жизнь людей;

  • миссия-стратегия, как движение к лучшим показателям качества, транслируемого потребителям;

  • миссия-«национальная идея», как стремление обеспечить общество новым продуктом (например, инновационная бытовая техника);

  • миссия-рекламная акция, транслирующая уверенность в качестве предлагаемой продукции и заботу о клиентах.

Как написать миссию

как написать миссию компании - фото

Разработка и написание бизнес-миссии состоит из нескольких обязательных этапов.

Определение типа миссии

Прежде чем начать разработку и написание бизнес-миссии, необходимо определиться с ее типом (об этом говорили чуть выше), а также знать, что она должна включать в себя четыре обязательных элемента:

  • рыночный компонент, описывающий конкурентоспособность основного продукта, целей и стратегии;

  • социальный элемент, отражающий культурный аспект предприятия;

  • материальные составляющие бизнеса;

  • качественный (общественный) аспект, описывающий роль компании в повышении качества жизни людей.

В зависимости от того, какие ответы даны по вышеперечисленным пунктам, можно понять, какого типа миссия вам подходит. При этом разработку миссии лучше поручить стратегическим менеджерам, так как воедино собрать грамотно все аспекты довольно сложно.

Составление структуры

Структура каждой миссии по своему уникальна, но имеет одинаковые базовые компоненты, которые используются при ее разработке и составлении:

  • область конкуренции — сферы, где реализуется потенциал компании, география сбыта и целевая аудитория;

  • стратегический план — цели, которые важно достичь в обозримых и отдаленных перспективах;

  • компетентность персонала и сотрудников;

  • уникальность торгового предложения;

  • стейкхолдеры — стороны, зависящие от компании и влияющие на ее деятельность;

  • экономический рост — точки баланса между прибылью и затратами;

  • социальная ответственность — обязанность действовать лучшим образом на благо общества, учитывая интересы бизнеса.

Также, чтобы разработать хорошую структуру миссии организации попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  • В чем уникальность продукта компании?

  • В чем заключается цель бизнес-деятельности?

  • Кто является целевой аудиторией?

  • Какие нужды и потребности клиентов вы можете удовлетворить?

  • Какие проблемы клиентов вы можете решить?

  • Как следует двигаться к успеху?

  • Какое значение имеет ваша деятельность для общества и мира?

  • Как вы взаимодействуете с обществом?

  • Что ваша организация дает обществу?

  • Какова сфера деятельности вашей организации?

  • В чем будет заключается глобальный результат деятельности вашей организации?

После того как вы четко смогли ответить на все эти вопросы, можно переходить к следующему этапу.

Сбор информации и выделение сути

Из подробно расписанных ответов на вопросы, следует ухватить суть и выбросить второстепенные моменты. Максимально сожмите текст из нескольких страниц до нескольких предложений, которые и будут выражать миссию кратко и ясно.

Проверка сформулированной миссии организации

На этом этапе ответить на следующие вопросы:

  • Понимают ли миссию сотрудники?

  • Является ли она достижимой хотя бы в отдаленной перспективе?

Также уточните, соответствует ли ваша миссия следующим параметрам:

  • Заботится ли миссия о ваших клиентах?

  • Имеет уникальность и отличия от конкурентов?

  • Есть ли в ней преимущество по заявленным ценностям?

  • Честна ли миссия по отношению к сотрудникам и клиентам?

Если миссия соответствует критериям то скорее всего она разработана правильно.

Резюме

Создание миссии организации — важная составляющая для компании, которая имеет амбиции и стремится к развитию. В процессе бизнес-деятельности она может модифицироваться и меняться. Это — нормальное явление, которое поможет адаптироваться к новым реалиям и вызовам рынка.

Как создать полезный гид
для предпринимателей?