ADPASS рекомендует материал к прочтению
Art Directors Club of Russia
01.12.2025, 16:58

ADCR AWARDS: Про поиск уникального стиля, ценность ошибок и участие в конкурсах — интервью с Юрием Гулитовым

Юрий Гулитов, графический дизайнер, руководитель Лаборатории плаката и преподаватель НИУ ВШЭ, в рамках конкурса ADCR Awards оценивал работы молодых креаторов. Его профессиональный путь — от арт-директора газеты «Коммерсантъ» до создания собственной студии «Гулитовдизайн» — даёт ему уникальный взгляд на эволюцию дизайна. В интервью Юрий Гулитов рассказал, почему современные проекты теряют глубину, как рождается оригинальность и зачем начинающим креаторам участвовать в конкурсах.

Юрий Гулитов, член жюри конкурса ADCR Awards в блоке Young&Students

Дизайн — это неприкладная штука, это целая философия, целый мир.

Как меняется восприятие дизайна у молодых авторов, и как это происходит по сравнению с предыдущими поколениями? Какие тенденции и ключевые изменения Вы можете заметить?

Меняется восприятие дизайна, но в не очень правильную сторону. Проекты становятся слишком коммерческими, поверхностными, в них не замечаешь глубины. Наверное, это связано с тем, что в сети очень много проектов, особенно западных: люди смотрят на них и пытаются подражать, не понимая сути задачи. Поэтому на конкурсах много «неглубоких» работ. Их пролистываешь и понимаешь, что в них всё очевидно.

Подобные ошибки неизбежны, ведь «студенты привыкли быть вторичными и что-то копировать». Но это неэффективный путь. Гораздо продуктивнее развивать навыки постепенно, выстраивая карьеру как дом — где каждый кирпичик — преодолённая ошибка или усвоенный урок.

Ошибки в студенческих работах — это естественный процесс. Это нормальное явление, потому что студенты учатся, они обязаны ошибаться. Самое главное — анализировать свои ошибки и делать интересные выводы.

Среди множества студенческих проектов встречаются и те, что запоминаются надолго. Юрий Гулитов с теплотой вспоминает одну из таких работ:

Одна работа меня всё-таки удивила: она из области рекламы, про жевательную резинку и лекцию. Когда мы жуём резинку — слушаем лекцию. Здесь есть очень классная, живая, креативная идея. Мне проект понравился, и он получил золото. В жюри у нас совпало мнение по этому проекту: он действительно интересный и по мысли, и по рекламной конструкции.

Говоря о профессиональном становлении молодых дизайнеров, Юрий Гулитов подчёркивает важность выхода за рамки стандартов и развития собственного подхода к работе.

Что нужно сделать молодым креаторам для того, чтобы найти свой уникальный стиль? Какой путь начинающего дизайнера к тому, чтобы стать достаточно самобытным?

Сейчас много возможностей. Главное — это желание достичь чего-то в своей профессии. Потому что есть люди, которые приходят учиться без какой-либо мотивации. Они хотят приобрести элементарные навыки и уже начать что-то делать. А вот те, кто задумывается о том, что такое дизайн и что это за метод, начинают ставить себе более глубокие задачи. Мне кажется, что надо ставить себе не просто задачи, а именно сверхзадачи. Когда я даю своим студентам задание, они должны его выполнить. Но в моих заданиях кроется сверхзадача, которую сам студент должен себе поставить, чтобы найти какое-то своё решение.

Размышляя о природе дизайна, Юрий Гулитов отмечает целостный подход к любой творческой задаче.

Когда пытаешься работать над собой, совершенствуя свои проекты и делая их интереснее, тебя начинают замечать заказчики. Мы не должны делать для заказчика всё, что он скажет — это время уже давно прошло. Сейчас важны вызовы, оригинальность, интерес и какая-то особенность в работе человека.

Важнейшим ресурсом для оригинальности Гулитов считает культурный контекст. Принадлежность к национальной школе не ограничивает, а, напротив, обогащает творческий язык.

Мы живём не в замкнутом поле, мы живём и работаем в группе. Группа находится в городе, город в стране. У страны есть культура, поэтому есть своя оригинальность. А есть оригинальность в виде определённой национальной школы. В плакате есть такие национальные школы, как польская школа плаката, французская школа плаката и так далее. Они определяют направление, двигают культуру страны в этой части искусства. То же самое в коммуникационном, графическом дизайне. Студенты, которые заинтересованы в этой области, становятся её частью: они стараются быть интересными, оригинальными. Это, мне кажется, важно, потому что дизайн — это не ремесло, это искусство.

Развивая тему профессионального становления, Юрий Гулитов отмечает важность участия в профильных конкурсах как инструмента объективной оценки собственных работ и поиска новых возможностей для карьерного роста.

Для чего молодым дизайнерам участвовать в конкурсах, в частности, в ADCR?

Это необходимо. В конкурсах есть возможность оценить себя, проанализировать, что ты делаешь, посмотреть на других и понять, за что ты получил или не получил награду. Есть два исхода для участников конкурса. Первый вариант — попасть на выставку или в шорт-лист, получить высшую награду. А второй вариант — возможность показать себя, свои достижения так, чтобы это заметили. Соответственно, тут пересекаются линии заказчиков, новых площадок и так далее. Здесь большая палитра возможностей, поэтому надо регулярно участвовать в разных конкурсах.

Заглянем за кулисы жюри и увидим, как формируются итоговые оценки студенческих работ. Юрий Гулитов описывает этот процесс как многоступенчатую систему коллективного принятия решений.

Должно быть компетентное жюри. Должны быть люди с творческим и интересным бэкграундом. Они способны объективно оценивать те или иные работы. Соответственно, в жюри есть взаимодействие на уровне голосования, происходит оценивание, учитывается мнение каждого, потом сводится воедино.

Каждое решение — результат дискуссии, где сталкиваются разные взгляды, но в итоге члены жюри находят компромисс между личными предпочтениями и профессиональными стандартами. Говоря о развитии конкурса ADCR, Юрий приводит пример международного опыта.

Есть очень интересный пример: конкурс плакатов в городе Шомон, Франция. Каждый биеннале выстраивает свою линию, зависящую от страны и от культурного вектора. А Шомон поставили себе интересную задачу: им присылают 1000 плакатов, но берут они только 100 по определённому признаку: чтобы они были самые безумные, самые отвязные, самые интересные и самые экспериментальные. Они набирают жюри и задают вектор супер-оригинальности так, что все начинают на них ориентироваться. Если у ADCR будет такой дополнительный вектор, то это будет ещё лучше. Это будет определять национальный дизайн России. Так мы уйдём от попсовых коммерческих проектов, за которые вынуждены голосовать.

Главный парадокс современного дизайна заключается в том, что в эпоху тотальной доступности информации настоящая оригинальность рождается не из обилия примеров, а из смелости их игнорировать. Как показывает опыт таких конкурсов, как ADCR Awards, будущее дизайна определяется не технологиями или трендами, а способностью авторов сохранять свежий взгляд и смелость мысли. Именно этот навык — видеть неочевидные связи там, где другие видят только готовые решения — и становится тем самым фильтром, который отделяет ремесло от искусства в эпоху цифрового клонирования и может сформировать новую национальную школу дизайна, способную конкурировать с мировыми аналогами.


Подписывайтесь на телеграм-канал ADCR Awards, чтобы следить за новостями.