20.04.2022, 18:42

Западные медиакомпании ответят по всей строгости Гражданского кодекса

Власти разрабатывают законопроект, который позволит российским компаниям крутить музыку, сериалы и фильмы ушедших медиакомпаний даже в случае расторжения отношений с зарубежными правообладателями. Для этого планируют расширить механизм принудительной лицензии, который представлен в действующей редакции Гражданского кодекса. Однако эксперты считают, что внесение подобных изменений в законодательство потребует большого количества времени и может навсегда закрыть двери для международного сотрудничества.

В соответствии со статьей 1362 Гражданского кодекса, сейчас возможность получения принудительной лицензии предусмотрена только для патентов на изобретения и промышленные образцы. Получить такую лицензию через суд может получить любой, кто хочет и готов использовать изобретение. Но есть оговорки: так, Гражданский кодекс позволяет задействовать механизм принудительного лицензирования, если изобретение не используется либо недостаточно используется патентообладателем в течение четырех лет, вследствие чего на рынке наблюдается недостаточное предложение «соответствующих товаров, работ или услуг».

Теперь действие принудительной лицензии хотят распространить не только на патенты, но и на другие объекты интеллектуальной собственности, в том числе контент, передают «Ведомости» с ссылкой на источники, знакомые с ходом обсуждения инициативы. Предполагается, что российские лицензиаты смогут обратиться в суд в случае, если партнер из недружественных стран в одностороннем порядке откажется от исполнения обязательств по лицензионному договору.

Если обстоятельства, в результате которых принудительная лицензия была предоставлена, перестанут существовать, ее действие может быть прекращено в судебном порядке по иску зарубежного правообладателя, отмечают собеседники издания. Это возможно, например, в случае заключения договора о предоставлении права использования произведения на территории России

Карен Казарян, директор Института исследований интернета, считает, что внесение подобных изменений в действующее законодательство — длительная процедура. Кроме того, принятие соответствующего законопроекта «нарушает международные обязательства России, в частности соглашения ТРИПС и Бернскую конвенцию», отмечает эксперт. По мнению Казаряна, такой шаг отрицательно повлияет на оставшиеся перспективы международного сотрудничества.

Максим Рябыко, член правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете, считает, что заявления зарубежных правообладателей об уходе из России — явное выражение воли медиакомпаний. По мнению Рябыко, этого достаточно для рассмотрения вопроса о принудительной лицензии в суде.

Еще в начале марта крупнейшие голливудские студии Universal, Disney, Warner Bros., Sony и Paramount объявили о своем уходе из России, отменив все премьеры.

Денис Кусков, гендиректор Telecom Daily, рассказал «Коммерсанту», что на зарубежный контент приходится около 90% библиотек российских онлайн-кинотеатров. Контент, выпущенный ранее, пока доступен. Однако, по словам представителей видеосервисов, это может измениться в любой момент. Лицензионные контракты с зарубежными правообладателями обычно заключаются на год, сообщают «Ведомости». В перспективе зарубежные партнеры могут объявить о расторжении этих соглашений.

Авторы:
Алиса Рейн
Нравится: АРИР
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
9 часов назад
Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
15.04.2024
Журналистам покинуть поиск: в США Google снова не хочет платить медиакомпаниям за контент

В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.

Редакция ADPASS
05.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?