Законопроект «О защите американцев от приложений, контролируемых иностранными противниками», более известный как «закон о запрете или принудительной продаже TikTok» 23 апреля был одобрен Сенатом США, а 24 апреля подписан президентом Джо Байденом. Но это еще далеко не конец истории TikTok в Соединенных Штатах. Конгрессмены и президент свою работу закончили. Дальше за дело возьмутся судьи, потенциальные покупатели и Коммунистическая партия Китая (КПК).
Западные медиакомпании ответят по всей строгости Гражданского кодекса
Власти разрабатывают законопроект, который позволит российским компаниям крутить музыку, сериалы и фильмы ушедших медиакомпаний даже в случае расторжения отношений с зарубежными правообладателями. Для этого планируют расширить механизм принудительной лицензии, который представлен в действующей редакции Гражданского кодекса. Однако эксперты считают, что внесение подобных изменений в законодательство потребует большого количества времени и может навсегда закрыть двери для международного сотрудничества.
В соответствии со статьей 1362 Гражданского кодекса, сейчас возможность получения принудительной лицензии предусмотрена только для патентов на изобретения и промышленные образцы. Получить такую лицензию через суд может получить любой, кто хочет и готов использовать изобретение. Но есть оговорки: так, Гражданский кодекс позволяет задействовать механизм принудительного лицензирования, если изобретение не используется либо недостаточно используется патентообладателем в течение четырех лет, вследствие чего на рынке наблюдается недостаточное предложение «соответствующих товаров, работ или услуг».
Теперь действие принудительной лицензии хотят распространить не только на патенты, но и на другие объекты интеллектуальной собственности, в том числе контент, передают «Ведомости» с ссылкой на источники, знакомые с ходом обсуждения инициативы. Предполагается, что российские лицензиаты смогут обратиться в суд в случае, если партнер из недружественных стран в одностороннем порядке откажется от исполнения обязательств по лицензионному договору.
Если обстоятельства, в результате которых принудительная лицензия была предоставлена, перестанут существовать, ее действие может быть прекращено в судебном порядке по иску зарубежного правообладателя, отмечают собеседники издания. Это возможно, например, в случае заключения договора о предоставлении права использования произведения на территории России
Карен Казарян, директор Института исследований интернета, считает, что внесение подобных изменений в действующее законодательство — длительная процедура. Кроме того, принятие соответствующего законопроекта «нарушает международные обязательства России, в частности соглашения ТРИПС и Бернскую конвенцию», отмечает эксперт. По мнению Казаряна, такой шаг отрицательно повлияет на оставшиеся перспективы международного сотрудничества.
Максим Рябыко, член правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете, считает, что заявления зарубежных правообладателей об уходе из России — явное выражение воли медиакомпаний. По мнению Рябыко, этого достаточно для рассмотрения вопроса о принудительной лицензии в суде.
Еще в начале марта крупнейшие голливудские студии Universal, Disney, Warner Bros., Sony и Paramount объявили о своем уходе из России, отменив все премьеры.
Денис Кусков, гендиректор Telecom Daily, рассказал «Коммерсанту», что на зарубежный контент приходится около 90% библиотек российских онлайн-кинотеатров. Контент, выпущенный ранее, пока доступен. Однако, по словам представителей видеосервисов, это может измениться в любой момент. Лицензионные контракты с зарубежными правообладателями обычно заключаются на год, сообщают «Ведомости». В перспективе зарубежные партнеры могут объявить о расторжении этих соглашений.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Ни один из инструментов обеспечения прозрачности рекламы, разработанных 11 крупнейшими технологическими компаниями мира в соответствии с требованиями законодательства ЕС, не работает с нужной эффективностью. Это оставляет возможность для распространения дезинформации и манипулирования общественным мнением, считают авторы исследования, подготовленного совместно Mozilla (разработчик браузера Firefox) и финской компанией CheckFirst. Хуже всего справилась с задачей соцсеть Илона Маска X, но инструменты остальных платформ оказались немногим лучше.
В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.
Виноделы находят все новые способы приобщить граждан к своей продукции. Впервые в истории американского профессионального баскетбола у NBA и WNBA появились спонсоры-виноделы – компании Kendall-Jackson Wines и La Crema. В России реклама алкоголя, включая спортивное спонсорство, серьезно ограничена, но сейчас Госдума обсуждает существенные послабления. Депутаты рассматривают поправки в закон «О рекламе», которые разрешат отечественным винодельческим хозяйствам рекламироваться ночью по всей России на электронных табло – читай в цифровой наружной рекламе.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы