25.07.2022, 13:48

Wildberries ввел чрезвычайные комиссии для продавцов

Wildberries вводит очередные воспитательные меры в отношении продавцов. Для тех, кто выполняет план продаж, маркетплейс будет снижать комиссию на 5%. Если продавец не справился с задачей, комиссия, напротив, будет увеличена. Отказаться от участия в программе нельзя. Чтобы комиссия была снижена, за неделю продавец должен увеличить выручку как минимум на 10%. Но у крупных ритейлеров и производителей показатели в среднем растут на 4%. Добиться роста выручки без снижения цен или сокращения затрат на маркетинг невозможно. Юристы ставят под сомнение законность новой системы мотивации, поскольку условия договора были изменены без соглашения сторон.

Кошелек или штраф

Wildberries установил план продаж для контрагентов, чей недельный объем продаж на площадке превышает 100 тыс. рублей, пишет «Коммерсантъ», ознакомившийся с письмом, которое маркетплейс разослал зарегистрированным на площадке продавцам. Новая система мотивации предполагает снижение комиссии на 5% для тех продавцов, которые в течение недели смогут увеличить выручку на 10%. Для тех продавцов, которые не смогут выполнить план, размер комиссии, наоборот, будет увеличен, а соответствующая сумма будет удержана при следующей выплате.

Отказаться от участия в акции продавцы не могут, сообщает издание. Это уже не первая «добровольно-принудительная» программа маркетплейса. Впервые о подобной политике Wildberries заговорили еще в 2020-м, когда Wildberries установил требование для поставщиков по скидке в размере 25% на свои товары для участия в ноябрьской распродаже. При этом товары тех продавцов, которые отказались предоставить скидку, были временно скрыты из выдачи. Некоторые поставщики жаловались, что на товары некоторых брендов, которые отказались участвовать в акции, скидку все равно применили (подробнее — в материале ADPASS «Дикий капитализм маркетплейсов: на что жалуются продавцы и покупатели Wildberries, Ozon и „Яндекс.Маркета“).

Прошлой осенью маркетплейс начал повышать комиссии для продавцов, которые отказались делать скидки по случаю дня рождения компании. Тогда Wildberries запланировал ежегодную распродажу по случаю своего 17-летия и предложил продавцам установить на свои товары скидки от 5% до 20%, выяснил Forbes. Повышение комиссий для отказавшихся продавцов компания объяснила высокой нагрузкой на логистические системы и пункты выдачи в период распродажи.

Меж двух огней

Впервые механизм поощрения продавцов за увеличение выручки компания использовала еще в марте. Новая волна акции — уже третья по счету. При этом единственным способом достичь плановых показателей для продавцов остается снижение цен, рассказал «Коммерсанту» один из крупных производителей, продающих на Wildberries. Собеседник издания отметил, что в прошлый раз повысить выручку на положенные 10% магазину не удалось из-за проведения другой акции. Не справился с задачей и федеральный фэшн-ритейлер, однако магазину удалось нивелировать штраф за счет скидки постоянного покупателя. О каких именно магазинах идет речь, «Коммерсантъ» не уточняет.

Представители маркетплейса поясняют, что такого рода акции помогают избежать спекулятивного роста цен на площадке и служат для расширения ассортимента на фоне дефицита. В основном акция направлена именно на крупных продавцов. По словам Дмитрия Ермолаева, главного исполнительного директора сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace, в среднем у крупных продавцов выручка растет на 4% в неделю, у средних — на 13%.

Эксперт уверен, что за счет скидок любой продавец сможет выполнить план. Но любые быстрые методы увеличения продаж подразумевают рост издержек из-за снижения цен или затрат на рекламу, подчеркивает Ермолаев. Вне зависимости от того, какой вариант выберет продавец, он вынужден жертвовать рентабельностью своего бизнеса.

На грани законного

Если договор или соглашение, регламентирующие порядок определения размера комиссии с продавцом, уже были приняты, то маркетплейс может менять их условия только по соглашению сторон, говорит Павел Иккерт, управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры».

Если Федеральная антимонопольная служба займет сторону продавцов и потребует от Wildberries устранить нарушение, то с высокой долей вероятности такое решение регулятора будет обжаловано в суде и может перейти в затяжной спор, прогнозирует эксперт.

В тексте оферты о реализации товаров на Wildberries указывается, что маркетплейс вправе в одностороннем порядке вносить изменения в договор, при этом продавец обязуется самостоятельно посещать портал для проверки наличия изменений и дополнений.

В пятницу Wildberries опубликовал финансовые результаты за первое полугодие 2022 года. Оборот маркетплейса вырос на 94% год к году, до 628,7 млрд рублей, в штуках рост продаж товаров составил 77%.

Наибольшие объемы продаж зафиксированы в категориях «одежда, обувь и аксессуары» (+72% год к году), «товары для дома и дачи» (+132%), «детские товары» (+68%), «косметика и парфюмерия» (+97%), «бытовая техника и электроника» (+86%).

Число заказов за первые полгода 2022-го увеличилось вдвое — до 603,9 млн, а аудитория Wildberries достигла 120 млн пользователей.

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

АРИР
10.04.2024
Артикс. Агентство ответственного маркетинга
26.03.2024
М.А.К.И. Приморья
20.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?