Основными факторами, которые в последние годы самым радикальным образом изменили мировую и российскую рекламную индустрию, а, следовательно, и требования к преподаванию рекламных и маркетинговых дисциплин, стали стремительная цифровизация общества, пандемия 2020 года и кризис 2022 года со всеми вытекающими из них последствиями. В числе главных проблем в сфере подготовки специалистов для рекламной индустрии, с которыми мы сегодня сталкиваемся, можно назвать отсутствие современных учебников, объективное отставание преподавания от практики в связи со всеми теми стремительными изменениями, которые в последние годы происходят в бизнесе, недостатки в организации учебного процесса, а также во многих случаях определенная инертность в преподавании. Обсуждение этих и других проблем активно проходит при проведении ежегодных Конференций заведующих кафедрами рекламы под эгидой АКАР. В России сегодня работают десятки кафедр рекламы, PR, маркетинга и смежных дисциплин. В целом они достаточно успешно готовят специалистов для нашей индустрии, хотя работодатели (как и всегда, и не только в сфере рекламы) высказывают свои замечания, а то и претензии к качеству выпускников. Уровень подготовки в различных вузах, разумеется, разный, но сегодня мы можем назвать полтора-два десятка кафедр, отличающихся не только хорошей организацией учебного процесса и высоким профессиональным уровнем преподавателей, но активным привлечением рекламного бизнеса к процессу подготовки специалистов. Каждый год на Конференции в рамках конкурса АКАР объявляются кафедры, добившиеся за последний год наиболее высоких результатов. В этом году победителями стали кафедра «Рекламы, связи с общественностью и дизайн» РЭУ им. Г.В. Плеханова и кафедра «Реклама и связи с общественностью» Северо-Кавказского федерального университета, еще 7 кафедр из вузов Москвы, Петербурга, Саратова и Воронежа названы лауреатами этого конкурса. При проведении конкурса учитывается целый набор факторов, которые в конечном итоге влияют на итоговый результат — уровень преподавательского состава, организация образовательной деятельности, учебная работа кафедры, научно-исследовательская деятельность, взаимодействие кафедры с индустрией.
Сергей Веселов
Вице-президент АКАР, Директор по маркетинговым исследованиям Аналитического центра НСК, Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ