20.12.2021, 13:09

«Всем государствам мира страшно от влияния техногигантов»

Глава «Яндекса» Тигран Худавердян в интервью РБК поделился своим видением развития экосистемы. CEO пообещал начать испытывать беспилотные автомобили уже в течение ближайших недель, а первый кредит Яндекс-банка дать в наступающем 2022 году.

О пандемии

— Приходится констатировать, что пандемия стала частью нашей жизни. У всех были надежды, что это на время. Но, по-моему, эти надежды уже полностью улетучились. Пандемия явилась этаким бустером для всего ИТ-рынка в мире, а не только в России.

Сейчас мир видит обратное течение: добежали все те отрицательные эффекты, которые предсказывались из-за бума в ИТ-секторе. Полупроводниковый кризис, закрытые границы, отсутствие миграции.

О бизнес-модели

— Обычно на рынке как бывает — спустя какое-то время привычная бизнес-модель требует трансформации, иначе можно все потерять. А мы, напротив, находимся в ситуации, когда у нас и основная часть бизнеса — поиск и реклама — быстро развивается, и есть еще молодые направления, которые развиваются еще быстрее.

О государстве и IT-гигантах

— Всем государствам мира становится страшно от влияния, которое возникает у техногигантов. И если никаким образом не пытаться ответить на этот запрос, то возникают дергания, которые мы видим в разных частях света. Имеется в виду, со стороны государства — они могут быть как правильными, так и нет. Мы, как мне кажется, нашли суперсбалансированное решение, которое основывается на самоконтроле и саморегулировании, а операционная и экономическая деятельность компании никаким образом не ограничена. Но при этом есть инструмент, который позволяет снять риск перехода в руки, например, каких-нибудь иных сил и когда новые владельцы могут завладеть технологиями «Яндекса».

Об экосистемах

— Пока основным инструментом, который мы используем для строительства сервисов, являются технологии — мы будем оставаться ИТ-компанией. Даже в самом онлайн-сегменте, таком как e-commerce, если посмотреть в будущее, следующая эпоха будет связана с роботизацией и автоматизацией всех процессов. Сейчас для организации процессов онлайн-торговли используется непозволительно много ручного труда.

О выходе на новые рынки

— Мы рассматривали разные стратегии выхода на fashion-рынок, потому что не может универсальный маркетплейс или торговый центр не иметь одежды у себя. Покупка — это была одна из рабочих идей, стартовать с помощью KupiVIP. Мы подписали необязывающее соглашение. В процессе стало понятно, что для быстрого выхода в fashion-сегмент KupiVIP нам не подходит. Мы готовы развивать это и сами, и в случае, если увидим интересную модель, — через партнерство. Причем партнерство — это необязательно покупка компании, могут быть разные формы.

Текущая ситуация (о покупке food-ретейлера, например «Азбуки вкуса». — ADPASS) показала, что продажи онлайн — это очень эффективно, удобно и существенно дешевле. При этом офлайновые магазины не исчезли. И бизнес перешел в новое состояние, когда есть микс того и другого. С другой стороны, в действительности рынок food-ретейла сложный, с низкой маржой.

О роботах-курьерах

— Мы сегодня занимаемся разработкой беспилотного автомобиля, создали ровер, который решает одну из сотен задач будущего. Ровер в будущем научится подниматься в лифте, стучаться в дверь, звонить в звонок. Таким образом, не потребуется дополнительных миллионов курьеров для того, чтобы доставлять посылку до дома. Задача стоит ровно наоборот: как сделать так, чтобы половина человечества не превратилась в курьеров. Онлайн-торговля очень эффективна как бизнес, очень удобна для людей, и спрос будет расти. Хотим ли мы, чтобы половина планеты доставляла товары?

Проблема не в том, не лишатся ли нынешние курьеры работы, проблема стоит — где найти в 50, в 100 раз больше курьеров, чтобы они смогли доставить все то, что люди закажут через десять или 20 лет.

О регулировании

— Этого риска в реальности нет. Во всем мире банковская деятельность очень отрегулирована. Все бизнесы, все платформы, которые у нас существуют либо которые мы разрабатываем, в той или иной мере уже регулируются. И рекламный бизнес достаточно зарегулирован — есть правила рекламы, есть штрафы, наказания. При этом у нас есть и саморегулирование, без существенного изменения в законодательстве. Есть принципы «Яндекса», и мы делаем все, чтобы их не нарушать. Есть разные добровольные соглашения и меморандумы: про пиратку, про защиту детей, про многое другое.

О тесте беспилотников

— Мы сейчас ждем разрешения на публичный тест на дорогах общественного пользования — в Ясенево. Речь идет о том, чтобы выпустить на дорогу автомобиль, в котором за рулем не будет никого. Согласитесь, это решение не очевидно простое. Я сейчас не защищаю кого-то, но это ответ на вопрос, почему оно медленно принимается.

Мы надеемся, что это решение, которое должно дать правительство, будет принято в ближайшее время — речь идет не про месяцы или годы, это скорее недели. Мы осторожны и в целом с уважением относимся, когда регулятор относится к этому так же, то есть во главу ставит безопасность и здравый смысл. Одно дело, если бы была ситуация, что кто-то отмораживается и делает вид, что «ваше мнение очень важно для нас, оставайтесь на линии», но сейчас так не происходит, поэтому я оптимистично настроен.

О банке

— В отличие от многого другого, что мы делаем, банковский бизнес (в сентябре банк «Акрополь» сменил название на «Яндекс-банк». — ADPASS) — уже сформировавшаяся индустрия. Нам не надо быть первопроходцем. Финансовые сервисы в отличие от почти всех остальных, в которых мы сейчас присутствуем, уже и без нас очень были развиты в России. Поэтому мы, во всяком случае пока, не собираемся здесь быть суперинноваторами. Наша основная задача — это предоставить финансовый сервис, который скругляет углы и делает более доступными в использовании транзакционные сервисы «Яндекса» для наших партнеров и ядерной аудитории. Мы также хотим сделать более удобными процессы оплаты и предоставить сервисы той когорте населения, которая сейчас в некотором смысле ограничена в получении финансовых услуг.

Благодаря разным сервисам «Яндекса» есть много различных данных, и мы можем использовать их для оценки. Например, мы знаем, что человек работает водителем такси и совершает 15 поездок в день. Или это пользователь, который имеет хорошую историю в использовании разных транзакционных сервисов: вовремя оплачивает покупки в рассрочку и т.д. И мы можем принять решение, что можно выдать кредит под процентную ставку, которая доступна вам.

Об оттоке специалистов

— Пандемия, с одной стороны, усложнила этот процесс, а с другой — упростила. Сейчас, конечно, одна из угроз и рисков, которые есть у ИТ-индустрии в этом плане, — возможность удаленной работы.

Если раньше мы могли четко видеть отток людей, потому что человек собирал «чемодан» и уезжал из страны и это было заметно, то сейчас «чемодана» не видно. Но я бы не сказал, что сейчас ситуация критическая, были годы, когда было существенно больше желающих уехать.

О трафике СМИ

— Если посмотреть на реальные данные медиапотребления в стране, то «Яндекс» занимает в этом очень маленькую долю, 15–20% в лучшем случае. «Яндекс.Новости» сегодня конкурируют с Telegram-каналами, где люди потребляют новости в формате сухой выжимки самого главного с мобильного телефона. Есть дайджесты в Facebook, где есть ссылка на РБК или «Ведомости» и три предложения, в чем суть события. Я лично 90% материалов потребляю на таком уровне. У нас не было такого продукта, который мог бы конкурировать с этими продуктами. И мы создали «Дайджест», который автоматически находит и собирает тезисы из разных источников, создает сообщение буллитами в телеграфном стиле. Но мы увидели, действительно, что после формирования «Дайджеста» трафик некоторых СМИ снижается.