В России наступает 2009 год

Уровень безработицы в России в этом году может подскочить до 5,7-7,5%, вернувшись к показателям 2009 года. Такое мнение высказал Михаил Жуков, гендиректор портала HeadHunter. Он напомнил, что в феврале безработица в стране достигла исторического минимума. Однако до конца лета говорить о том, как будет развиваться ситуация, бессмысленно, считает эксперт.

В интервью РБК Жуков описал два возможных сценария для российского рынка труда. В обоих случаях экономику ждет резкий краткосрочный всплеск безработицы, однако дальше ситуация может развиваться по-разному. Первый вариант предполагает резкое падение безработицы до определенного уровня. Во втором сценарии предполагается снижение до небольшого значения в размере 6,5%.

По прогнозам эксперта, уровень безработицы может достичь показателей 2009-го. По данным «Росстата», в августе того года он составил 7,8%, а количество безработных достигло 6 млн человек, пишет РБК.

Ранее Центр стратегических разработок (ЦСР) поделился похожим прогнозом, однако допустил более значительную просадку рынка труда. По мнению экспертов ЦСР, один из сценариев предполагает долговременный структурный спад экономики и повышение безработицы до 6,4–6,5% на несколько лет. Второй сценарий предусматривает более быструю адаптацию рынка, при котором к концу года безработица достигнет 7,1–7,8%, но снизится к лету следующего года.

Вакансий по-прежнему больше, чем год назад

Жуков подчеркивает, что до начала украинского кризиса рынок труда переживал невероятный подъем. В феврале уровень безработицы достиг исторического минимума — 4,1%. В прошлом году на HeadHunter почти каждый месяц — с апреля по ноябрь — обновлялся рекорд по числу вакансий.

После начала военных действий количество предложений от работодателей сократилось на 10% по сравнению с началом года. Однако их по-прежнему на 12% больше, чем в марте 2021-го, отмечает Жуков.

Половина работодателей сохранят кадры

Согласно опросам среди работодателей, 47% компаний намерены сохранять кадры, но временно приостановили активный наем, сказал Жуков. 38% продолжают нанимать сотрудников прежними темпами и даже готовы усилить подбор. Увольнять персонал собираются лишь 12% предприятий.

Глава HeadHunter уверен, что сокращения компании, если и будут производить, то крайне неохотно. По мнению Жукова, в большинстве случаев речь будет идти об отправке в простой. Это будет секторальная и не одномоментная безработица, добавил он. В разных отраслях ситуация тоже будет заметно отличаться. Важно быть готовыми к перетоку людей между сферами и переподготовке специалистов из других отраслей, подчеркнул эксперт.

Авторы:
Алиса Рейн
Поделиться

Читайте также:

Российский рынок IT испытывает те же проблемы, что и западный. Общее количество вакансий в отрасли с начала года упало на четверть, до 85,2 тыс. в августе по сравнению с январским показателем 114,6 тыс., а количество активных резюме заметно увеличилось — рост на 55% по сравнению с +12% годом ранее. На динамику повлияли не только геополитическое обострение и массовый отъезд IT-специалистов за рубеж, но и постковидный спад рынка.
Минцифры опубликовало официальный перечень специальностей для сотрудников предприятий в сферах IT и связи, которые смогут оформить отсрочку от объявленной в стране частичной мобилизации. В их число помимо инженеров, айтишников и различных технических профессий вошли архитекторы, журналисты, юристы, психологи, а также специалисты по рекламе и связям с общественностью. Всего в перечне 195 специальностей.
Уход с рекламного рынка России YouTube, Google AdWords, Instagram*, Facebook* и TikTok заставил рекламодателей перераспределить свои рекламные бюджеты в пользу российских рекламных инструментов. Средства, выделенные на рекламу в YouTube, чаще всего перенаправляются на «VK Рекламу», а единственной альтернативой Google AdWords стал «Яндекс.Директ». Нехватка на российском рынке интересных рекламных форматов и видеоинвентаря не позволил брендам полностью израсходовать выделенные на рекламу деньги. Неизрасходованную часть бюджета, по мнению экспертов, могут получить маркетплейсы и классифайды.
Пробужденный пандемией интерес к дистанционному образованию в России заметно снизился. Основными причинами аналитики называют падение доходов населения и уход западных социальных платформ и Google Ads, через которые продвигали свои услуги edtech-компании. Люди все реже подписываются на курсы, рассчитанные на год-два, и предпочитают мини-программы, особенно по программированию. При этом кризис не останавливает родителей вкладываться в образование детей, в том числе языковое. Китайский язык становится все популярнее.