31.03.2022, 20:12

У парламентских блогеров проснулся Metaболизм

В Совете федерации решили, что одного запрета на деятельность Meta* в России недостаточно и надо наказать ее рублем, точнее миллиардом долларов. Некий совет блогеров при верхней палате от имени и лица всех блогеров и предпринимателей страны, получавших и лишившихся дохода от Instagram**, взялся взыскать эту баснословную сумму, чтобы утешить пострадавших. Откуда она взялась, как будет делиться в случае победы в суде, авторы идеи имеют смутное представление.

Письмо в Meta c требованием выплатить компенсацию $1 млрд пользователям Instagram, пострадавшим от блокировки, и вдобавок публично извиниться перед гражданами России составил совет блогеров при Совете федерации, пишут «Ведомости». Об этом сообщила Валерия Рытвина, основатель совета, на круглом столе в Общественной палате.

Рытвина уточнила, что документ будет направлен в Meta уже сегодня. Если американская компания откажется выплачивать компенсацию, совет планирует подать иск в суд. В какой именно, авторы письма еще не знают. Рассматриваются варианты подачи как в российский, так и американский суд, рассказала основатель совета.

Совет блогеров при Совете федерации был основан в 2017 году по инициативе депутата Госдумы от ЛДПР Василия Власова. Основатель и координатор совета — Валерия Рытвина, гендиректор юридического агентства «Классика Истины» и эксперт центра правовых компетенций «Сколково». На первом собрании совещательного совета присутствовали Елизавета Пескова, Мансур Шангареев, шеф-редактор паблика «Лентач» Даниил Фимин, создатель портала Kremlin_Russian Константин Ткаченко, звезда YouTube Елена Лисовская и представитель канала Big Russian Boss Show. Сегодняшний состав совета блогеров неизвестен, цели и задачи неясны.

Для 7 из 10 пользователей Instagram был источником дохода

В день блокировки Instagram совет блогеров провел опрос, показавший, что почти для 70% пользователей соцсеть является источником дохода, а для половины из них — основным способом заработка. В своем выступлении Рытвина отметила, что в опросе приняли участие более шестидесяти тысяч человек, сообщают «Ведомости». По данным Forbes, который опубликовал результаты исследования еще 14 марта, количество респондентов было меньше — около 55 тысяч.

По данным исследования, доход потеряют блогеры, зарабатывавшие за счет рекламы (8%) самозанятые и ИП — репетиторы, юристы, фотографы (35,5%), предприятия, которые привлекали клиентов только через Instagram (25%), представители малого бизнеса (18%) и сотрудники блогеров (13,5%). 60% респондентов заявили, что зарабатывают с помощью Instagram от 10 до 100 тыс., а 21% — свыше 100 тыс. рублей в месяц.

До блокировки Instagram в России занимал второе место по популярности среди соцсетей после «ВКонтакте». Среднемесячный охват, по данным Mediascope за январь 2022-го, достигал 67 млн пользователей. При анализе учитывались данные по россиянам старше 12 лет.

Хотя официальных данных о своей выручке в России Meta не обнародовала, из постановления мирового судьи Таганского района Москвы следует, что в 2020-м она составила 39,8 млрд руб. Этими цифрами руководствовался суд, наложивший в декабре прошлого года на компанию оборотный штраф 2 млрд рублей за повторное неудаление запрещенной информации. Компенсация, требуемая советом блогеров, превышает годовую выручку Meta в России более чем вдвое.

Александр Журавлев, управляющий партнер юридической компании ЭБР, считает, что у претензий российских блогеров верный адресат. По его мнению, именно Meta виновата в блокировке. Если бы принадлежащие компании ресурсы удаляли неправомерный контент, этого можно было бы избежать. По словам Журавлева, блогеры могут обратиться в суд с коллективным иском, однако размер компенсации $1 млрд им потребуется обосновывать по каждой позиции — будь то реальный ущерб или упущенная выгода.

Привлечь IT-гиганта к ответственности теоретически возможно. Прецеденты есть. Так, в декабре прошлого года приставы принудили Facebook* полностью выплатить 17 млн рублей задолженности по штрафам за отказ удалить запрещенный в России контент. Против соцсети было заведено четыре дела по решениям Таганского суда Москвы. Суд признал Meta виновной в повторном нарушении порядка ограничения доступа к запрещенному в России контенту (ч. 5 ст. 13.41 КоАП). Статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере 5-10% выручки компании в России за прошлый год. В том же месяце Федеральная служба судебных приставов (ФССП) добилась выплаты 8,5 млн рублей штрафов от Google.

В феврале прошлого года Meta пообещала выплатить австралийским СМИ сумму, идентичную той, что требуют российские блогеры — $1 млрд. К этому компанию подтолкнул скандал с местными СМИ: соцсеть удалила все публикации местных изданий в ответ на еще не принятый в тот момент закон, который обязывал платформу платить издателям за контент. После этого руководство компании пообещало, что в ближайшие три года выделит по меньшей мере $1 млрд на контракты с новостными СМИ.

Вдохновлять и обнадеживать авторов инициативы могут и судебных разбирательства против Meta в Европе и США. Так, в январе французские власти оштрафовали Meta на €60 млн за «навязывание пользователям файлов cookie». Однако компания, судя по всему, до сих пор не выплатила штраф: по данным портала Legifrance, правовой статус решения определяется как «действующий», а новых документов по этому делу нет.

В сентябре прошлого года Дэйв Йост, генеральный прокурор штата Огайо подал против Meta иск на $100 млрд. В тексте иска от имени пенсионного фонда государственных служащих штата говорилось, что обнародованные внутренние документы Facebook привели к падению акций, из-за чего владельцы ценных бумаг компании понесли существенные убытки. По этому делу пока также не было никаких подвижек.

В начале февраля Meta пригрозила отключить страны ЕС от Facebook и Instagram, если европейские регуляторы одобрят закон, согласно которому личные данные пользователей должны будут храниться и обрабатываться только на европейских серверах.

Meta ни отключить, ни включить что-то в России уже не может. Роман Янковский, преподаватель Moscow Digital School считает, что даже если российский суд примет решение в пользу местных инфлюенсеров, для Meta нет смысла что-либо платить, поскольку сервисы компании заблокированы.


* Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

** Продукт Meta, запрещен на территории РФ

Авторы:
Алиса Рейн
Нравится: РАМУ
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
12.04.2024
Все видео в одну витрину: «Витрине ТВ» хотят отдать контент цифрового ТВ, а рекламу — единому селлеру

Российские медиахолдинги предлагают радикально изменить методы доставки и монетизации цифрового ТВ-контента. В ходе обсуждения концепции развития телевещания до 2035 они предложили сделать единым приложением для распространение цифрового телеконтента «Витрину ТВ», назначенного Роскомнадзором поставщика трансляций телеканалов в интернете, а продажи таргетированной рекламы передать единой отраслевой платформе. Вещатели рассчитывают, что так они заработают дополнительно 51-54 млрд рублей. В России игроки предпринимают попытку структурной перестройки отрасли на фоне увеличения доходов видеосервисов (+11%), в то время как в США бурный рост видеосегмента уступил место стагнации (+2%).

Редакция ADPASS
09.04.2024
Редакция ADPASS
28.03.2024
Редакция ADPASS
22.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?