Трудорасстройство: в каких специалистах больше всего нуждается/не нуждается российский рынок

Исследователи продолжают анализировать последствия украинского кризиса для российского рынка труда. По данным портала Superjob и деловой социальной сети TenChat (российская замена LinkedIn), самое большое количество сокращений наблюдается в сферах маркетинга, рекламы и PR, логистики, закупок, управления персоналом, массмедиа и страховании. Сотрудники из сфер IT, финансов, бухгалтерии и продаж наиболее защищены от сокращений. При этом IT-отрасль продолжает страдать от острого кадрового голода. Сложнее всего искать специалистов разработчикам систем искусственного интеллекта — по данным портала HeadHunter, на одну вакансию в этой области сейчас претендует не более двух специалистов.

54%

работников встревожены ситуацией на рынке труда


по данным TenChat

24%

потерявших работу россиян уже получили новые предложения или трудоустроились

33%

работодателей были вынуждены сократить штат или уменьшить заработную плату

Айтишникам не хватает компетенций

Несмотря на то, что количество IT-вакансий в марте снизилось на 25%, а число резюме увеличилось на 15%, конкуренция в отрасли остается низкой. По данным портала HeadHunter, средний показатель конкуренции в сфере информационных технологий составляет три человека на место, пишет «Коммерсант». Аналитики отмечают, что в период с января по март 2022-го были созданы или обновлены только 16 тыс. резюме профильных специалистов. При этом только в марте по специальностям IT было размещено более двухсот тысяч резюме.

3 человека на место

средняя конкуренция в IT-сфере


по данным HeadHunter

37% компаний

снизили расходы на IT, рекламу или маркетинг в марте


по данным НАФИ

Наиболее острая нехватка кадров наблюдается в области искусственного интеллекта, отмечают в HeadHunter. Здесь на одно место претендуют менее двух человек. Для отчета компания использовала ключевые запросы по темам «нейронные сети», «искусственный интеллект», Machine Learning (методы обучения искусственного интеллекта) и Meta Language (языки программирования в области ИИ).

Специалисты отмечают, что с каждым годом дефицит квалифицированных айтишников растет. Дмитрий Паршин, директор центра разработки компании Artezio (входит в группу «Ланит»), полагает, что российские вузы уделяют ИИ относительно мало внимания в своих программах. Частные компании вынуждены инвестировать в дополнительное обучение выпускников в условиях современной разработки ПО, Последние три года специалистов в сфере разработки искусственного интеллекта из российских вузов компании не могут нанять из-за низких компетенций, отмечает Паршин.

Согласно новому исследованию TenChat, айтишники чувствуют себя наиболее защищенными от сокращений или падения заработка в России, пишет «Прайм». Также в стабильном положении оказались трудящиеся в сферах финансов, бухгалтерии и продаж: представители этих специальностей чаще других отмечали, что ситуация на работе не ухудшилась.

По данным всероссийского онлайн-опроса банка «Хоум Кредит», 16% россиян считают наиболее привлекательной работу в области IT, сообщает ТАСС. На втором — руководитель предприятия или собственник своего бизнеса (11%). Сфера маркетинга и маркетинговых исследований привлекает 5% респондентов.

Маркетологам и кадровикам пришлось несладко

Самое большое количество сокращений штата и зарплат по результатам опроса TenChat отмечается в сферах маркетинга, рекламы и PR. На втором месте — HR-специалисты и аналитики.

По данным HeadHunter, в середине марта количество вакансий в сфере маркетинга, рекламы и PR снизилось на 17% относительно третьей недели февраля. Число вакансий в сфере управления персоналом за тот же период сократилось на 22%.

На прошлой неделе спрос на специалистов в маркетинге стабилизировался. Об этом свидетельствуют данные портала SuperJob. В HR-сфере ситуация хуже: число вакансий продолжает снижаться: в период с 31 марта по 6 апреля оно сократилось еще на 21%.

Не так страшен кризис

В опросе TenChat приняли участие более 4,3 тысяч россиян. Отмечается, что 64% работников не столкнулись со снижением дохода или потерей работы, хотя половина респондентов отметила, что обеспокоена ситуацией на рынке труда.

67%

работодателей и владельцев бизнеса не сокращали штат или зарплаты

12%

работодателей в марте сумели премировать сотрудников

68%

компаний, сокративших штат, помогают сотрудникам найти новую работу

По данным экспертов, наиболее стабильная ситуация с занятостью наблюдается в Сибирском, Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах. Москва, Санкт-Петербург и Приволжский федеральный округ стали лидерами по количеству сокращений и снижению уровня заработка.

21%

трудоустроившихся после сокращения россиян получили прирост в должности и доходе

35%

соискателей нашли такую же должность с сопоставимой заработной платой

44%

устроившихся на новую работу согласились на меньшую сумму оплаты труда

На прошлой неделе исследователи из Центра стратегических разработок представили два прогноза для российского рынка труда. Первый сценарий предполагает долговременный структурный спад экономики. В этом случае уровень безработицы вырастет с нынешних 4,4% от численности экономически активного населения до 6,4–6,5% на несколько лет.

Второй сценарий предусматривает более быструю адаптацию рынка. По мнению аналитиков, в этом случае потеря около двух миллионов рабочих мест приведет к росту безработицы до 7,1–7,8% к концу года.

Авторы:
Алиса Рейн
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Медиахолдинги Кризис Publicis Groupe

Publicis заговорил на «Родной речи»

Группа компаний «Родная речь» закрыла сделку по приобретению активов российского подразделения французского медиахолдинга Publicis Groupe. Двенадцать принадлежавших холдингу агентств продолжат работать как аффилированные структуры «Родной речи». Переговоры о новых формах партнерства с агентством Starlink еще продолжаются. Кроме того, в группу компаний войдут два агентства: креативное «Родная речь» и медийное «РоРе Медиа».
В сегментах бытовой химии, товаров для животных, а также красоты и здоровья доля ушедших с российского рынка рекламодателей достигает 70-90%. Такие данные привел на конференции Digital Brand Day`2022 селлер телерекламы «Эверест». Компания прогнозирует, что ушедших рекламодателей вскоре заменят бренды из Турции, Китая и Индии, и считает перспективным направление вывод новых брендов на российский рынок. Самые значимые цифры и данные из выступлений спикеров «Эвереста», «Яндекса» и Mediascope о влиянии кризиса на рекламный рынок — в материале ADPASS.
Экономика Бизнес Кризис

Хроники кризиса. 9-15 апреля

Как прошла седьмая санкционная неделя — в материале ADPASS
Кризис ВКонтакте Социальные сети Малый бизнес

«ВКонтакте» даст скидку малым и средним

Социальная сеть «ВКонтакте» запустила программу помощи малому и среднему бизнесу, которая должна позволить им увеличивать продажи в условиях кризиса и быстрее привлекать новых клиентов.