Зарубежный трафик подводят под налог

Зарубежные стриминговые платформы и облачные сервисы заплатят российским операторам связи за трафик. Минцифры обсуждает с правительством соответствующий законопроект. Эксперты сомневаются, что «налог на трафик» актуален в условиях блокировки популярных сервисов и ухода из России части ИT-гигантов.

Речь идет о том, чтобы сделать платной услугу «пропуска трафика данных от международных бигтех-компаний», сообщил «Коммерсант». Такое предложение содержится в перечне дополнительных мер поддержки операторов связи, который был направлен Минцифры в аппарат правительства 1 марта. С этой целью чиновники планируют подготовить специальный закон. В аппарате Дмитрия Чернышенко, профильного вице-премьера изданию подтвердили, что работа по такой мере поддержки действительно ведется, но подчеркнули, что требуется детальная проработка и согласование с заинтересованными ведомствами. Представитель вице-премьера рекомендовал уточнить ее статус в Минцифры, но в ведомстве от комментариев отказались. Источник издания в одном из крупных операторов утверждает, что идею поддерживал «МегаФон».

Впервые Минцифры предложило данную меру в рамках «дорожной карты» поддержки телеком-отрасли еще в прошлом году, чтобы компенсировать недостаток финансирования для модернизации сетей.

«Ростелеком» в поисках дополнительного финансирования

Размер платы за трафик, которую предлагает установить Минцифры, неизвестен. Ранее Михаил Осеевский, глава «Ростелекома» неоднократно предлагал обязать зарубежные ИТ-компании платить 1,2% от годового оборота, а вырученные средства направлять в фонд универсального обслуживания, чтобы финансировать устранение цифрового неравенства.

За последние пять лет объем интернет-трафика в России вырос в шесть раз, рассказали «Коммерсанту» в «Ростелекоме». Такой рост без существенного увеличения количества абонентов приводит к тому, что у операторов остается все меньше ресурсов для модернизации собственных сетей, сказал Максут Шадаев, глава Минцифры.

Тяжелого трафика стало меньше

В прошлом году самый тяжелый трафик, создающий высокую нагрузку на сети, по словам операторов связи, шел с сервисов Google, Amazon, Apple, Microsoft и Facebook*. Его источниками, в первую очередь, были облачные сервисы, стриминговые платформы и игровые приложения.

На фоне ухода ИТ-гигантов из России идея ввести плату за трафик выглядит не столь актуальной, утверждает «Коммерсант» со ссылкой на источники в одном из крупнейших операторов. По данным издания, за первые две недели марта, трафик с игровых платформ снизился почти на 30%, а у Facebook и Instagram* после блокировки и включения в перечень экстремистских организаций — на 70%.

При этом сервисы Google и Meta Platforms*, в частности, видеосервис Youtube и мессенджер WhatsApp, остаются значительными каналами потребления. Они продолжают зарабатывать на российских пользователях, но не инвестируют в инфраструктуру в РФ, отметил Александр Журавлев, председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России.

Сомнения в том, что идея Минцифры реализуема и сможет получить поддержку в правительстве, высказал Карен Казарян, глава Института исследований интернета. По его словам, для ее реализации потребуется вносить поправки в закон «О связи», поскольку услуга пропуска трафика в России уже нормативно определена, и для ее оказания нужно получить соответствующую лицензию. Казаряна считает, что Минцифры не имеет достаточного количества ресурсов, чтобы подготовить необходимую нормативную базу для реализации даже тех мер поддержки, которые уже были одобрены. По его мнению, появление «налога на трафик» приведет к тому, что российские пользователи останутся без Google и WhatsApp, добавил он.


* Признана экстремистской и запрещена в РФ

Авторы:
Алиса Рейн
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Правительство предоставило 99% рекламных компаний шестимесячную отсрочку по кредитам
Соцсети Поиск Google Кризис

Что ищут в интернетах

Российские пользователи сегодня озабочены закрытием McDonald’s и выходом «Баварии» в четвертьфинал Лиги чемпионов
85% россиян за последние полгода задумывались о смене профессии. Около четверти сообщили о желании сменить работу. Самыми привлекательными для перехода считаются IT, телекоммуникации и административная работа. Меньше всего соискателей видят себя на новом месте в качестве специалиста по маркетингу, рекламе и PR. Но число вакансий в этих сегментах снижается. Молодым специалистам нужно быть готовым к потере в зарплате или поработать стажером бесплатно.
Госрегулирование Кино Минкульт

Кинематографисты не чтят традиций Минкульта

Более 30 окологосударственных деятелей культуры подписали письмо против законопроекта о традиционных нравственно-духовных ценностях