24.03.2022, 17:23

Зарубежный трафик подводят под налог

Зарубежные стриминговые платформы и облачные сервисы заплатят российским операторам связи за трафик. Минцифры обсуждает с правительством соответствующий законопроект. Эксперты сомневаются, что «налог на трафик» актуален в условиях блокировки популярных сервисов и ухода из России части ИT-гигантов.

Речь идет о том, чтобы сделать платной услугу «пропуска трафика данных от международных бигтех-компаний», сообщил «Коммерсант». Такое предложение содержится в перечне дополнительных мер поддержки операторов связи, который был направлен Минцифры в аппарат правительства 1 марта. С этой целью чиновники планируют подготовить специальный закон. В аппарате Дмитрия Чернышенко, профильного вице-премьера изданию подтвердили, что работа по такой мере поддержки действительно ведется, но подчеркнули, что требуется детальная проработка и согласование с заинтересованными ведомствами. Представитель вице-премьера рекомендовал уточнить ее статус в Минцифры, но в ведомстве от комментариев отказались. Источник издания в одном из крупных операторов утверждает, что идею поддерживал «МегаФон».

Впервые Минцифры предложило данную меру в рамках «дорожной карты» поддержки телеком-отрасли еще в прошлом году, чтобы компенсировать недостаток финансирования для модернизации сетей.

«Ростелеком» в поисках дополнительного финансирования

Размер платы за трафик, которую предлагает установить Минцифры, неизвестен. Ранее Михаил Осеевский, глава «Ростелекома» неоднократно предлагал обязать зарубежные ИТ-компании платить 1,2% от годового оборота, а вырученные средства направлять в фонд универсального обслуживания, чтобы финансировать устранение цифрового неравенства.

За последние пять лет объем интернет-трафика в России вырос в шесть раз, рассказали «Коммерсанту» в «Ростелекоме». Такой рост без существенного увеличения количества абонентов приводит к тому, что у операторов остается все меньше ресурсов для модернизации собственных сетей, сказал Максут Шадаев, глава Минцифры.

Тяжелого трафика стало меньше

В прошлом году самый тяжелый трафик, создающий высокую нагрузку на сети, по словам операторов связи, шел с сервисов Google, Amazon, Apple, Microsoft и Facebook*. Его источниками, в первую очередь, были облачные сервисы, стриминговые платформы и игровые приложения.

На фоне ухода ИТ-гигантов из России идея ввести плату за трафик выглядит не столь актуальной, утверждает «Коммерсант» со ссылкой на источники в одном из крупнейших операторов. По данным издания, за первые две недели марта, трафик с игровых платформ снизился почти на 30%, а у Facebook и Instagram* после блокировки и включения в перечень экстремистских организаций — на 70%.

При этом сервисы Google и Meta Platforms*, в частности, видеосервис Youtube и мессенджер WhatsApp, остаются значительными каналами потребления. Они продолжают зарабатывать на российских пользователях, но не инвестируют в инфраструктуру в РФ, отметил Александр Журавлев, председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России.

Сомнения в том, что идея Минцифры реализуема и сможет получить поддержку в правительстве, высказал Карен Казарян, глава Института исследований интернета. По его словам, для ее реализации потребуется вносить поправки в закон «О связи», поскольку услуга пропуска трафика в России уже нормативно определена, и для ее оказания нужно получить соответствующую лицензию. Казаряна считает, что Минцифры не имеет достаточного количества ресурсов, чтобы подготовить необходимую нормативную базу для реализации даже тех мер поддержки, которые уже были одобрены. По его мнению, появление «налога на трафик» приведет к тому, что российские пользователи останутся без Google и WhatsApp, добавил он.


* Признана экстремистской и запрещена в РФ

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
15.04.2024
Журналистам покинуть поиск: в США Google снова не хочет платить медиакомпаниям за контент

В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.

Редакция ADPASS
11.04.2024
Редакция ADPASS
09.04.2024
Редакция ADPASS
26.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?