21.02.2022, 19:30

Уникальные токены сегодня напоминают доткомы вчера

По оценкам Chainalysis Inc., в 2021 году рынок NFT вырос почти до $41 млрд, почти сравнявшись с объемами продаж физических предметов искусства. Свои невзаимозаменяемые токены выпустили Nike, Coca-Cola, Lamborghini и другие известные бренды. Какие возможности это открывает перед бизнесом, что нужно для успешного запуска NFT-проекта и почему стоит опасаться превращения рынка в очередной финансовый пузырь — разбирался ADPASS.

23%

американских миллениалов в возрасте 26-35 лет коллекционируют NFT


по данным Morning Consult

$91,8 млн

стоимость самой дорогой проданной NFT-картины в 2021 году

2,4 млн

NFT продано на одной из крупнейших площадок OpenSea в январе 2022 года


по данным Dune Analytics

$3256

средняя цена продажи NFT в январе 2022 года


по данным Nonfungible.com

Chainalysis Inc. — блокчейн-платформа, разрабатывающая программное обеспечение для расследований киберпреступлений и обеспечения соблюдения нормативных требований при операциях с криптовалютами. Работает с 2014 года. Обслуживает госучреждения, биржи, страховые компании и другие организации в более чем 60 странах.

Зачем компании инвестируют в создание NFT

Первая причина лежит на поверхности — это создание еще одного источника дохода. Даже те бренды, которые раздают невзаимозаменяемые токены участникам сообщества бесплатно, впоследствии могут заработать на них. Смарт-контракт, зафиксированный в программном коде токена, нельзя изменить — то есть, бизнес, выпустивший NFT, продолжает получать доход от каждой последующей продажи.

Кроме того, развитие NFT-проектов предоставляет бизнесу доступ к совершенно новой аудитории и возможность выстроить сильное сообщество.

NFT (от англ. Non-Fungible Tokens) — невзаимозаменяемый, уникальный токен, который выступает в роли цифрового сертификата, подтверждающего право собственности на какой-либо объект. В качестве активов могут выступать изображения, видео, музыка, скриншоты, 3D-модели и даже текстовые сообщения. Данные о создателе, владельцах и продажах хранятся в блокчейне, а потому не могут быть изменены.

Некоторые эксперты сравнивают NFT с новым, более прогрессивным форматом цифровой подписки. Подписка всегда носит временный характер, а пользователь не имеет прав собственности на цифровой объект. Например, когда вы «покупаете» музыку в iTunes Store, вы не можете продать свою библиотеку другому человеку, а если Apple потеряет права на распространение контента, аудио просто исчезнут из вашей коллекции. В случае с NFT пользователь становится полноправным владельцем контента.

Владение невзаимозаменяемыми токенами может открывать пользователям доступ к сообществу в Discord, эксклюзивным курсам и другим мероприятиям. Например, бренд коллекционных моделей авто Hot Wheels выпустил коллекцию Hot Wheels NFT Garage, позволяющую владельцам редких карточек NFT Premium или NFTH обменять цифровые токены на реальные отлитые под давлением модели.

С чего начинается создание NFT-коллекции

Во многом запуск NFT напоминает запуск нового бизнеса. Как и в случае со стартапом, всегда есть вероятность потерпеть неудачу. Реальная ценность токенов определяется на вторичном рынке.

В недавнем интервью CNBC Гэри Вайнерчук, генеральный директор глобального медиа-агентства VaynerMedia, заявил, что 98% существующих NFT-проектов вскоре потерпят неудачу и сравнил нынешний бум с ситуацией на фондовом рынке в эпоху доткомов в начале 2000-х.

Пузырь доткомов — экономический пузырь, просуществовавший в период с 1995-го по 2001 год. Из-за чрезмерных спекуляций за несколько лет индекс NASDAQ вырос более чем на 400%, при этом 39% венчурного капитала вливалось в интернет-компании, в том числе в заведомо убыточные проекты. В 2001 году пузырь лопнул, а в результате обвала биржи инвесторы потеряли более $5 трлн.

По мнению экспертов, нечто подобное сейчас происходит на рынке NFT. Выживут те проекты, которые предлагают пользователям реальную ценность.

Джонатан Виктор, руководитель отдела развития бизнеса NFT в Web3 компании Protocol Labs, полагает, что расцвет технологии произойдет тогда, когда люди перестанут зацикливаться на термине NFT.

Вместо того чтобы просто зацикливаться на термине, мы должны посмотреть, чем цифровые объекты могут быть полезны для нас.

«Расскажите своей аудитории об NFT»

Эксперт по социальным сетям Майкл Стелзнер рекомендует тем, кто планирует вывести свой бизнес в пространство NFT, начать с того, чтобы донести до своей аудитории представление о том, что это такое, и как компания собирается интегрировать NFT в свои услуги и сообщество. Поскольку технология все еще нова, многие люди скептически относятся к идее покупки «картинок» за десятки тысяч рублей.

Без сообщества никуда

Наличие развитого сообщества — залог успеха любой NFT-коллекции. Перед тем, как выставить цифровой контент на аукцион, важно собрать вокруг проекта заинтересованную аудиторию, подчеркивает Стелзнер.

Основная часть сообщества NFT на данный момент находится в Twitter и Discord. В отличие от других социальных сетей, таких как Facebook или Instagram, здесь необязательно показывать свое настоящее лицо или имя. Гораздо важнее то, как бренд выстраивает общение с подписчиками.

Яркий пример — коллекция Loot NFT на OpenSea. Технически создать то же самое сможет даже первоклассник: черные карточки со списком снаряжения и характеристик персонажей. Ценными их делает именно сообщество: Loot покупают люди с богатым воображением, любители настольных игр вроде «Подземелья и драконы», художники, которые используют описания для моделирования персонажей. Минимальная стоимость лота — 2,5 эфира (ETH). Ethereum — вторая по капитализации криптовалюта после биткоина. На момент написания статьи стоимость одного NFT из коллекции Loot в долларах составляет $6544,90.

Долгосрочная стратегия — ключ к успеху

Главное, что любой маркетолог или владелец бизнеса должен иметь в виду, запуская NFT, — полезность. Какая идея стоит за этими NFT? Что они могут дать владельцам, какие новые возможности открывают?

Многим компаниям так не терпится «поймать волну» и создать свой первый проект, что они пропускают анализ. Но запуск NFT без плана, надежной маркетинговой стратегии или развитого сообщества почти всегда обречен на провал.

Это и произошло с WWE — крупнейшей в мире федерацией рестлинга. Хотя организаторы популярных шоу лучше других знают, как вызвать ажиотаж у поклонников, добиться успеха в сфере NFT это им не помогло. WWE выпустила 500 «золотых» NFT по цене $1000 за штуку. В результате продать удалось лишь 37 из них, а покупатели отдали деньги за бесполезный набор сувениров, отобранных рестлером Джоном Синой.

Весной 2021 года свой NFT-проект запустил российский боец смешанных единоборств и бывший чемпион UFC Хабиб Нурмагомедов. Из 320 карточек на OpenSea удалось продать меньше половины, а выпущенная в единственном экземпляре «алмазная» карта стоимостью $290 тыс., дающая обладателю право лично встретиться с Хабибом и получить от него подарки, так и не была продана. Впрочем, провальной коллекцию тоже назвать нельзя: несмотря на невысокий спрос, спортсмен заработал на NFT $635 772.

Сколько бизнес может заработать на продаже NFT

Осенью 2021 года люксовый бренд одежды и аксессуаров Dolce & Gabbana выпустил коллекцию из девяти NFT общей стоимостью $5,65 млн. Пять лотов были эксклюзивными физическими творениями с виртуальными копиями для метавселенной, четыре других предмета — полностью цифровые (три мужских пиджака и «Невозможная тиара», созданная из камней, не существующих в природе). NFT были выкуплены коллекционерами Pranksy и Seedphrase, компанией Boson Protocol, разрабатывающей протоколы криптокоммерции и Red DAO — децентрализованной организации, которая занимается инвестициями в цифровую моду.

Еще один успешный пример — NFT-коллекция журнала Playboy, включающая 11 953 аватарок с зайцами. На момент написания статьи на площадке OpenSea было продано более 5200 изображений общей стоимостью 2400 ETH ($6,2 млн).

Есть ли будущее у рынка NFT в России

Хотя в СНГ проекты, основанные на технологии блокчейн, в том числе NFT получили меньшее распространение, чем на Западе, ситуация постепенно меняется. Так, «Газпромнефть» стала первой в мире компанией, которая опубликовала пресс-релиз в формате NFT-токена, а Эрмитаж продал NFT-копии своих картин на сумму более 32 млн рублей. Аукцион проходил на маркетплейсе криптобиржи Binance с 31 августа по 7 сентября 2021 года.

Здесь стоит вспомнить и о Rarible.com — второй по популярности площадке для продажи NFT в мире. Создателями проекта стали Александр Сальников и Алексей Фалин, двое молодых предпринимателей из России. Каждый месяц на Rarible заходят более 2 млн пользователей, а общая сумма совершенных на платформе сделок превысила $183 млн.

Инна Баженова, издатель международной сети The Art Newspaper и соучредитель платформы для инвестиций в искусство The Art Exchange, считает, что российская доля в мировом рынке NFT уже сейчас может исчисляться сотнями миллионов долларов.

Morgan Stanley прогнозирует рост до $240 млрд и более к 2030 году. Тогда, соответственно, российская доля может составить уже около $10 млрд.

Многое зависит от того, как именно будет реализовано регулирование криптовалют — тема, последние месяцы вызывающая споры в правительстве и ЦБ. При грамотном регулировании, возможно, все участники и выиграют за счет большей безопасности операций, считает художник Евгений Святский, участник арт-группы AES+, имеющей успешный международный опыт выпуска и продажи NFT-работ. В обратном случае, проиграют все участники, особенно малый бизнес и начинающие художники.

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
22.04.2024
Редакция ADPASS
08.04.2024
Ивлееву заменили на «Пацанов»: с чипсов Easy Peasy бизнес-партнеры телеведущей переключились на снеки «Эу, пацан»

Партнеры блогера Насти Ивлеевой, запустившие вместе с ней чипсы и энергетики Easy Peasy, подстраховались от звездных скандалов. После резонансной «голой вечеринки» сотрудничество с телеведущей прекратили крупные ритейлеры, а предприниматели переключились на героев ставшего культовым криминального сериала «Слова пацана». Они уже продают снеки «Эу, пацан» с лицами персонажей Пальто и Адидаса-младшего, а также по отработанной модели создали совместные предприятия с блогером Яном Топлесом и продюсером Яной Рудковской. Финансовые результаты проекта Easy Peasy свидетельствуют, что пока звезда не оказалась в центре скандала на товарах под ее именем можно заработать: выручка компании в 2023 году составила 2,8 млрд, а чистая прибыль – 93,3 млн рублей.

Редакция ADPASS
02.04.2024
Редакция ADPASS
25.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?