Рынок SMS-уведомлений переживает ренессанс перед закатом

В 2022 году рынок SMS-рассылок неожиданно вырос. По разным оценкам, рост составляет от 20% до 30%. Причиной могли стать санкции против главных российских банков, которые больше не могут рассылать push-уведомления клиентам и вынужденно вернулись к старому каналу информирования. Скорее всего SMS-ренессанс продлится недолго. На смену эсэмэскам идут сообщения в мессенджерах, соцсетях и flash call.

Photo by Elio Santos on Unsplash

Исследовательское агентство Telecom Daily прогнозирует рост российского рынка SMS-рассылок в 2022 году на 20%. Рост этого канала коммуникаций преимущественно обеспечили клиентские уведомления банков, часть из которых потеряла возможность отправлять push-уведомления. Основными банками, увеличившими отправку SMS, по мнению аналитика Telecom Daily Дениса Кускова, стали «Сбер», ВТБ, Альфа-банк, «Тинькофф», сообщают «Ведомости». С тем, что рост SMS-рынка связан с вынужденным отказом банков от push-уведомлений, согласен источник издания в одном из операторов большой четверки. По словам Кускова, в прошлом году рынок также рос, но не так сильно — в 2021 году он увеличился на 12%.

Отказ банков от push-уведомлений вызван санкциями, введенными против них. В конце февраля 2022 года из App Store и Google Play были удалены приложения подсанкционных российских банков. Чистка магазинов приложений затронула «Сбер», ВТБ, Альфа-банк, «Открытие», Совкомбанк, Промсвязьбанк и Новикомбанк. Компания Apple не просто удалила приложения из своего каталога, но и закрыла им доступ к службе push-уведомлений Apple Push Notification. Из-за этого запуск альтернативных приложений, таких как СБОЛ от «Сбера», не решил проблему. Как сообщается на сайте банка: «Из-за введенных санкций клиенты мобильного приложения „Сбербанк онлайн“ на iOS (Apple) вместо push-уведомлений будут получать sms с номера 900».

По прогнозу Ассоциации банков России необходимость использовать SMS-оповещение как основной канал информирования клиентов может стоить всем российским банкам дополнительно 25 млрд рублей в год.

Эксперты, опрошенные изданием, оценивают темпы роста SMS-рынка еще выше. Так, аналитик агентства MForum Алексей Бойко считает, что рынок вырастет на 20-30%, а директор аналитической компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов ожидает 25-процентного роста.

«Рост рынка SMS-уведомлений вполне естественен, поскольку все больше людей пользуется онлайн-площадками для покупок, а авторизация платежей зачастую требует банковских SMS-подтверждений», — разъясняет Бойко и добавляет, что сейчас все активнее распространяется и практика SMS-напоминаний о записи на прием к врачу или о предстоящем культурном мероприятии.

Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин рассказывает, что хотя базовые тарифы на SMS публичны и составляют около 1,5 рублей за сообщение, многие банки ведут расчеты с операторами на индивидуальных условиях. Это не дает возможности точно говорить о росте цен на услугу, говорит эксперт. Также, добавляет Савватин, стоимость SMS отличается от их типа: транзакционные сообщения самые дешевые, авторизационные (с паролем) немного дороже, а самые дорогие — рекламные SMS, стоимость которых может доходить до 2-3 рублей за сообщение, говорит Савватин и добавляет, что дополнительная плата также может взыматься за использования букв вместо номера отправителя во входящем сообщении.

Однако эксперт не видит существенных перспектив у SMS-рассылок. По его мнению, в ближайшие 2-4 года этот рынок начнет сокращаться и в деньгах, и в количестве отправленных сообщений. Аналитик прогнозирует, что уже в ближайший год «абоненты все активнее будут использовать альтернативные каналы: голосовые, например так называемые flash call (прием звонка и ввод последних четырех цифр входящего номера для авторизации), уведомления в мессенджерах и российских соцсетях, а также сканирование QR-кодов». Эсэмэски постепенно будут становиться лишь поддерживающим способом оповещений, резюмирует Савватин.

Аналитик «Финама» Леонид Делицын также скептически оценивает перспективы SMS-рынка. По его мнению, рынок SMS-рассылок сокращается с каждым годом. «Это уходящая услуга, на которой в течение длительного времени операторы хорошо зарабатывали», — считает эксперт. Теперь SMS уступают место другим способам оповещения — push-уведомлениям, соцсетям и мессенджерам, говорит Делицын. По его мнению, рост сегмента в 2022 год мог быть вызван развитием онлайн-торговли, за счет уведомлений от маркетплейсов и интернет-магазинов, «но точно не из-за банков», которые не готовы сейчас тратить больше, чем раньше, и «это порядка 20 млрд рублей».

Авторы:
Артемий Шохор
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Исследования Маркетинг Экология Спрос

Исследование: есть ли спрос на эко-инициативы?

Исследования Маркетинг

Миллениалы+зумеры=поколение «премиум»

По результатам опроса, проведенного в США, наибольший интерес премиум-подписки вызывают у молодежи. 9% из подписчиков пользуются привилегиями ежедневно. Предпочтение отдается продуктовым магазинам. В соцсетях брендов активность проявляют только 42% респондентов. Поведение российских потребителей пока не отличается от американских.
Госрегулирование Минцифры Кризис

Газеты просят господдержку

СМИ предлагают Минцифры внести изменения в закон о рекламе