Ритейл достиг точки нерасширения

Поделиться

Крупные российские ритейлеры из-за санкций и экономического кризиса начали отказываться от планов по открытию новых магазинов: компании вынуждены сокращать расходы из-за проблем с логистикой и роста цен на товары. В их числе — X5 Group, «Вкусвилл» и «Азбука вкуса», а также непродуктовые ритейлеры «М.Видео-Эльдорадо» и Inventive Retail Group. Сетям приходится снижать капитальные расходы и реорганизовывать команды, отвечавшие за новые направления бизнеса.

Никаких новых «Вкусвиллов» и «Перекрестков»

X5 Group официально сообщила, что приостановила до конца апреля программы открытия и реконструкции магазинов для пересмотра капитальных инвестиций на 2022 год. Компания переключит отдел развития сети «Перекресток» на другие направления. При этом источники «Коммерсанта» говорят, что X5 Group расформировала всю команду развития «Перекрестков» в регионах страны, а компания это опровергает.

«Вкусвилл» замораживает часть проектов и переходит на направления «с краткосрочным результатом», а «Азбука вкуса» приостанавливает открытие новых магазинов, но все-таки откроет точки «с высокой стадией готовности».

Планы по развитию меняются и у алкогольных ритейлеров: источники «Коммерсанта» рассказали, что как минимум одна крупная сеть решила в этом году не открывать до 1000 новых магазинов и сократить 80% людей, занятых в этом направлении.

По данным издания, отказываются от новых магазинов и такие сети бытовой техники и электроники, как «М.Видео-Эльдорадо» и Inventive Retail Group (сети фирменных магазинов re:Store, Samsung, Xiaomi, Nike, Street Beat, Lego, UNOde50). «М.Видео-Эльдорадо» это официально не подтвердила, сообщив лишь, что обсуждает с собственниками помещений снижение арендных ставок и старается более эффективно использовать свои склады.

Ритейл ждет дешевой аренды и новых M& A

«Пауза в развитии выглядит сейчас обоснованно — через несколько месяцев арендные ставки снизятся, количество доступных объектов вырастет», — считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он ждет проблем у некоторых региональных ритейлеров и, как следствие, новых покупок и поглощений их крупными федеральными сетями.

Как считают аналитики Knight Frank, в апреле-сентябре в российских торговых центрах будет все больше свободных площадей: в новых объектах незанятыми может остаться около трети площадок. Пока о приостановке деятельности в России объявили 160 международных сетей. В случае, если большинство из них все же уйдет, торговые центры могут потерять до 70% выручки и освободить 40% площадей. Такие объемы российские сети занять не смогут, считают эксперты.

Авторы:
Алена Журавлева
Поделиться

Читайте также:

Госдума приняла в третьем чтении закон, вводящий меры поддержки для операторов наружной рекламы в 2022 году. Теперь местные власти смогут снизить платежи за эксплуатацию конструкций на 50% и без торгов продлить на один год договоры на конструкции. Ранее депутаты говорили, что компаниям, собственники которых находятся в зарубежных юрисдикциях, придется пройти перерегистрацию в России, чтобы получить господдержку. Однако в принятом законе нет требований к структуре владения операторов наружной рекламы. Таким образом, претендовать на поддержку может лидер рынка группа Russ Outdoor, которая принадлежит офшору с Британских Виргинских островов.
Российская «дочка» Google вчера подала в Арбитражный суд Москвы заявление о банкротстве. Компания начала процедуру банкротства еще в мае — после ареста ее банковского счета. Для выплаты долгов контрагентам и сотрудникам имущество ООО «Гугл» может быть продано с торгов. Хватит ли этих средств, чтобы покрыть всю задолженность, в том числе перед рекламными агентствами, неясно.
Интересное исследование провел банк “Точка”. Была собрана и проанализирована динамика рекламных затрат среди 100 тыс. его бизнес-клиентов. Из отчета видно, что большинство компаний сокращают свои рекламные бюджеты. В лидерах - edtech с секвестированием в 74%, за ним следуют книгоиздание, продажа автомобилей, туризм и пиар.