Рекомендательным алгоритмам дали хорошие рекомендации в Госдуму

Технологические стартапы выступили против инициативы депутата Антона Горелкина, который два месяца назад предложил ограничить использование рекомендательных алгоритмов и разрешить пользователям отключать рекомендации на любых площадках. В Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ) и ассоциации «Интернет-видео» считают, что законопроект нуждается в доработке. По мнению участников рынка, из него нужно исключить определенные законом категории информационных ресурсов — например, аудиовизуальные и другие платформы, для которых рекомендательные алгоритмы являются «ядром» сервиса.

На прошлой неделе на площадке ФРИИ состоялось обсуждение законопроекта о рекомендательных алгоритмах, который готовит комитет по информполитике Госдумы, пишет «Коммерсантъ» с ссылкой на телеграм-канал Горелкина. Технологические стартапы выступили против принятия соответствующих поправок в закон об информации. В текущей версии инициатива регулирует технологию, а не отдельные категории информационных ресурсов или сервисов, отмечают участники рынка. Александра Орехович, директор по правовым инициативам во ФРИИ, подчеркивает, что сейчас круг субъектов регулирования не ограничивается только значимыми ресурсами, а включает любые приложения и интернет-сайты вне зависимости от размера аудитории. Формально под регулирование подпадают и те сервисы, в которых рекомендательные технологии используются исключительно по запросу самих пользователей, указывает она.

В мае депутат Антон Горелкин передал для утверждения в экспертный совет «Единой России» поправки в закон об информации, предусматривающие ограничение использование рекомендательных алгоритмов и обязательное уведомление пользователей об обработке персональных данных для создания рекомендаций. Платформы должны будут исключить из рекомендаций запрещенный контент и публиковать контакты для направления «юридически значимых сообщений» от пользователей.

Самым спорным оказался пункт, согласно которому сервисы должны дать пользователям возможность работать с сервисом без рекомендаций. Подобное требование можно найти и в тексте предварительного политического соглашения по Закону о цифровых услугах (DSA) между Советом ЕС и Европарламентом, принятом 27 апреля. Власти ЕС планируют обязать онлайн-платформы и поисковики внедрить системы рекомендации контента, не основанные на профилировании. Но в европейском варианте речь идет только о сервисах, месячная аудитория которых превышает 45 млн активных пользователей. Поправки, предложенные Горелкиным, не определяют четко субъект регулирования, говорит Орехович.

Сервисы рекомендаций могут вынести за скобки

Для многих проектов рекомендательные алгоритмы являются «ядром» сервиса. Василий Черный, директор по маркетингу Brand Analytics, приводит в пример TikTok: наиболее успешная в последние годы социальная сеть во многом обязана своему успеху именно «умным» механизмам рекомендаций. На встрече с Горелкиным представители ФРИИ предложили исключить из-под действия законопроекта сервисы персонализированных рекомендаций по запросу конкретных пользователей или ограничить круг субъектов регулирования владельцами социальных сетей и видеохостингов.

В ассоциации «Интернет-видео» согласны с тем, что перечень попадающих под действие закона сервисов необходимо сузить. Алексей Бырдин, глава ассоциации, видит два варианта решения дилеммы. Первый — ограничить рекомендательные алгоритмы только для сайтов с пользовательским контентом. Второй — прямо вывести из-под действия закона отдельные категории информационных ресурсов, например, аудиовизуальные сервисы.

Но и с пользовательским контентом все не так просто. Отключение рекомендаций может негативно отразиться на качестве пользовательского опыта. В конце мая инициативу Горелкина раскритиковали VK и «Яндекс». Так, в VK считают, что новые требования помешают развитию новой платформы «VK Видео» и сервиса коротких видео «VK Клипы» (аналог TikTok), где 97% просмотров роликов приходится именно на рекомендации.

По данным опроса Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), 74% россиян хотели бы иметь возможность отключать рекомендательные алгоритмы онлайн-сервисов. При этом 77,5% опрошенных считают рекомендательные алгоритмы разновидностью рекламы.

Другое исследование, проведенное компанией McKinsey, показало, что рекомендательные алгоритмы генерируют до 35% продаж на Amazon. На рекомендации также приходится 75% контента, просматриваемого на Netflix.

Авторы:
Алиса Рейн
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Таргетинг Реклама Сервисы Tele2

Tele2 сдала аудиторию на сторону

Российский оператор сотовой связи Tele2 начал передавать аудиторные сегменты на рекламную платформу Yabbi. Сегменты формируются на стабильных анонимизированных идентификаторах, Это позволит настраивать наиболее точный таргетинг в мобильных приложениях, используя аналитику данных по интересам пользователей и их передвижению. Эксперты отмечают, что по точности таргетинга данные мобильных операторов уступают только социальным сетям.
Российский рекламный рынок получил два дополнительных месяца, чтобы приспособиться к системе тотального учета рекламы в интернете, которая должна была заработать с 1 сентября 2022 года. Переходный период продлится до 31 октября, следует из руководства по маркировке интернет-рекламы для рекламодателей, подготовленного Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) и Ассоциацией развития интерактивной рекламы (АРИР) при участии Роскомнадзора.
Соцсети Акции Meta Сервисы Spotify

Facebook уперся в потолок

Соцсеть больше не может привлекать подписчиков, ее акции падают
OOH Госрегулирование

Russ Outdoor помогли Советом федерации

Законопроект, ставивший под вопрос контракт оператора с РЖД, отклонен верхней палатой парламента