Равновеликая депрессия

Уже к концу года российская экономика может лишиться двух миллионов рабочих мест. Согласно новому докладу Центра стратегических разработок (ЦСР), в этом случае уровень безработицы может вырасти до 7,8%. Это всего на один процентный пункт ниже, чем уровень безработицы в США в первый год Великой депрессии. В более мягком сценарии развития событий, по мнению ЦСР, без работы останется каждый пятнадцатый россиянин, но кризис затянется на несколько лет.

Исследователи из Центра стратегических разработок рассмотрели два варианта развития событий для российского рынка труда, пишет «Коммерсант». Первый сценарий предполагает долговременный структурный спад экономики. В этом случае уровень безработицы вырастет с нынешних 4,4% от численности экономически активного населения до 6,4–6,5% на несколько лет.

Второй сценарий предусматривает более быструю адаптацию рынка. Потеря около двух миллионов рабочих мест приведет к росту безработицы до 7,1–7,8% к концу года. Однако показатели начнут снижаться уже к лету 2023-го. В ЦСР отмечают, что в пользу второго сценария говорит тот факт, что многие иностранные компании, объявившие о приостановке деятельности, пока сохраняют персонал.

Рост безработицы может сравниться с финансовым кризисом нулевых

Даже мягкий сценарий развития событий предполагает рост безработицы как во времена мирового финансового кризиса 2008-2009 годов.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в этот период уровень безработицы вырос на два процентных пункта с 6,3 до 8,4%. Похожая ситуация годом ранее наблюдалась в США, где и зародился тот кризис: по данным Бюро трудовой статистики США (BLS) уровень безработицы в 2007-2008 годах вырос с 5 до 7,3%.

По расчетам Forbes, международные компании, заявившие о частичном или полном уходе из России в связи с ситуацией в Украине, обеспечивают работой более двухсот тысяч человек. В числе крупнейших работодателей — McDonald’s, PepsiСo, IKEA, Yum! Brands и EPAM Systems.

Правительство пока не обнародовало ни официальные прогнозы рынка труда, ни прогноз ВВП на этот год. Пока в Минтруде не фиксируют массовых увольнений, уточняет «Коммерсант» со ссылкой на заявление главы министерства Антона Котякова. По данным министерства, работодатели планируют сократить только пятьдесят тысяч человек, еще около четырнадцати тысяч работников находятся в неоплачиваемом отпуске, что незначительно превышает эти показатели на конец февраля. При этом, согласно результатам опроса аналитического центра НАФИ, 23% предпринимателей приняли решение о сокращении штата для уменьшения издержек.

Структура рынка труда изменится

Независимо от того, по какому из двух сценариев будут развиваться события, рынок труда ждут структурные изменения, считают в ЦСР. В наиболее зависимых от импортных компонентов отраслях, таких как автопром и производство бытовой техники, ожидается сокращение числа рабочих мест. Пострадают также предприятия, потерявшие из-за санкций рынки сбыта — внешние (металлургия, производство удобрений) или внутренние (строительство).

Другие отрасли столкнутся с ростом внутреннего спроса на продукцию, отмечают эксперты. Так, в условиях ухода крупных зарубежных конкурентов IT-сфера и текстильное производство потребуют новых рабочих рук. Рост количества вакансий ЦСР прогнозирует также для производителей одежды, товаров для досуга, микроэлектроники, телеком-оборудования. Развитие этих отраслей сможет частично компенсировать потери рабочих мест в других сферах, полагают эксперты.

Авторы:
Алиса Рейн
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Экономика Бизнес Кризис

Хроники кризиса. 16-22 апреля

Henkel готовится к окончательному выходу из России. «Яндекс» из-за угрозы санкций приостановит инвестиции в России и за рубежом. Росавиация посоветовала российским авиакомпаниям подготовиться к полетам без GPS. Нефтяные компании ExxonMobil и Shell вывозят из страны сотрудников. Из России ушел издатель глянцевых журналов Vogue, GQ, Glamour, Tatler и ADmagazine. Издательский дом Marvel с лета перестанет продавать лицензии на свои комиксы российским партнерам. Новая санкционная неделя — в материале ADPASS.
В сегментах бытовой химии, товаров для животных, а также красоты и здоровья доля ушедших с российского рынка рекламодателей достигает 70-90%. Такие данные привел на конференции Digital Brand Day`2022 селлер телерекламы «Эверест». Компания прогнозирует, что ушедших рекламодателей вскоре заменят бренды из Турции, Китая и Индии, и считает перспективным направление вывод новых брендов на российский рынок. Самые значимые цифры и данные из выступлений спикеров «Эвереста», «Яндекса» и Mediascope о влиянии кризиса на рекламный рынок — в материале ADPASS.
Медиахолдинги Кризис Publicis Groupe

Publicis заговорил на «Родной речи»

Группа компаний «Родная речь» закрыла сделку по приобретению активов российского подразделения французского медиахолдинга Publicis Groupe. Двенадцать принадлежавших холдингу агентств продолжат работать как аффилированные структуры «Родной речи». Переговоры о новых формах партнерства с агентством Starlink еще продолжаются. Кроме того, в группу компаний войдут два агентства: креативное «Родная речь» и медийное «РоРе Медиа».
Елена Бунина будет руководить HR IT-компании из Израиля