28.03.2022, 18:50

Россия утратила тягу к онлайн-знаниям

Продажи образовательных курсов в России упали в среднем на 30%, сообщили игроки рынка EdTech. Это обусловлено трудностями с получением кредитов и рассрочек, проблемами с оплатой через Visa и Mastercard, а также отключением рекламы на крупных платформах и блокировкой соцсетей. Самыми невостребованными стали курсы по интернет-маркетингу.

Три крупных игрока EdTech-рынка — «Нетология», EdPro и образовательный холдинг Ultimate Education — рассказали «Ведомостям» о снижении продаж образовательных курсов.

В «Нетологии» (11-ое место в рейтинге крупнейших российских EdTech-компаний по версии Smart Ranking) сообщили о спаде на 50%. В частности, резкое падение показали курсы интернет-маркетинга. «В один день перестали быть актуальны программы обучения, которые включают работу с социальными сетями, настройкой контекстной и таргетированной рекламы», — сообщила гендиректор компании Марианна Снигирева.

В EdPro (24-ое место в рейтинге крупнейших EdTech-компаний) падение достигло 40% на всех направлениях дополнительного образования. Исключением стала нутрициология.

Выручка онлайн-школ, которые принадлежат холдингу Ultimate Education, снизилась на 20-25%. В портфель Ultimate Education входит пять компаний: онлайн-школа дизайна Bang Bang Education (57-ое место в рейтинге крупнейших AdTech-компаний), центр обучения маркетингу MAED Academy, онлайн-школа бизнес-образования в индустрии моды Fashion Factory, школа по созданию игр XYZ School (48-ое место в рейтинге крупнейших AdTech-компаний) и сервис обучения психологов и коучей Psychodemia. Во всех компаниях у холдинга есть опцион на выкуп контрольной доли.

В Skillbox Holding и «Яндекс.Практикуме» от комментариев отказались.

Причины оттока учеников и падения продаж

  • Проблемы с получением потребкредитов и рассрочек в банках. Cтавки по ним показали рост в три-пять раз вследствие повышения ключевой ставки ЦБ до 20%. При этом снизился процент одобрений. Ранее заявки на кредит для учеников онлайн-школ проходили одобрение в 70-75% случаев, сейчас — в 30-40%, рассказали представители онлайн-школ. В Ultimate Education на кредиты и рассрочки приходится до 40% продаж, у EdPro — 40-50% выручки, у «Нетологии» эта доля составляла 50%, но сейчас упала до 10%.
  • Проблемы с оплатой курсов иностранцами после того, как Visa и Mastercard приостановили трансграничные операции в иностранных интернет-магазинах и использование этих карт за рубежом. У опрошенных EdTech-компаний 20% учеников — иностранцы.
  • Отключение рекламы на крупных платформах и блокировка иностранных соцсетей. Те рекламные инструменты, которые еще доступны в России, смогут заменить максимум 30–40% тех возможностей, которые обеспечивали YouTube, TikTok, а также Facebook и Instagram (признаны в РФ экстремистскими организациями), рассказал «Ведомостям» директор по инвестициям корпорации «Синергия» Сергей Четвериков. В сфере онлайн-образования затраты на интернет-маркетинг снизятся минимум на 40–50%, прогнозирует эксперт.

По данным Smart Ranking, в 2021 году EdTech-рынок в России вырос на 70%, до 73 млрд рублей. На сегмент дополнительного образования пришлось 32,8% рынка (около 24,2 млрд рублей). В десятку крупнейших игроков вошли Skillbox Holding Limited, Like Центр, Skyeng, Skysmart, «Яндекс.Практикум», «Учи.ру», корпорация «Синергия», «Умскул», «Актион Университет» и iSpring.

Авторы:
Диана Мун
Нравится: РАМУ
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Distant Global
18.04.2024
Иностудио
05.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?