
OBI на полку: потерявший около половины оборота DIY-ритейлер выложил половину ассортимента на «Яндекс Маркет»
OBI пришел на «Яндекс Маркет». Сменивший владельцев и сильно потерявший в обороте DIY-ритейлер выложил на полки маркетплейса половину своего ассортимента и надеется расширить географию продаж. Это первый случай, когда крупный игрок рынка стройматериалов и товаров для дома обратился к помощи сторонней ритейл-платформы. Большинство DIY-гипермаркетов предпочитает заниматься продажами и логистикой самостоятельно из-за невыгодных, с их точки зрения, условий маркетплейсов. А некоторые, например, Leroy Merlin или «Все инструменты.Ру», сами зазывают поставщиков и готовы предложить им собственный фулфилмент. По мнению экспертов, OBI станет всего лишь одним из тысячи игроков в суперконкурентной среде маркетплейсов.

OBI пробует «Яндекс Маркет»
Сеть DIY-гипермаркетов OBI начала продавать свои товары на «Яндекс Маркете». Как рассказали «Ведомостям» представители сторон, сейчас на маркетплейсе доступно около 20 тыс. товарных позиций из каталога ритейлера — почти половина всего ассортимента OBI. Остальные товары должны появиться на «Яндекс Маркете» до конца следующего года. По словам представителя OBI, новый инструмент продаж позволит ритейлеру расширить географию поставок.

DIY-ритейл не любит маркетплейсы
Крупные продавцы строительных материалов предпочитают работать в онлайн самостоятельно, без помощи партнерских сервисов. Это связано со специфической логистикой, относительно невысокой маржинальностью самых ходовых позиций сегмента и высокой комиссией маркетплейсов.
Как рассказал директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, сейчас из достаточно крупных DIY-сетей с маркетплейсам работает только «Стройландия». С маркетплейсами, как правило, работают непосредственно DIY-производители или реже специализированные ритейлеры в конкретной товарной категории, считает партнер Cross Insights Борис Овчинников.
Зачем OBI «Яндекс Маркет»
Выход OBI на «Яндекс Маркет» скорее всего связан с трудностями в развитии, с которым ритейлер столкнулся в прошлом году. В марте 2022 года сеть, принадлежавшая на тот момент немецкой OBI GmbH, заявила о прекращении деятельности в России. Однако российский менеджмент отказался выполнять решение собственника. После этого владельцы DIY-ритейлера отключили торговое программное обеспечение, из-за чего остановились онлайн и офлайн-продажи: магазины сети закрылись, а интернет-сайт работал в информационном режиме.
Частично восстановить розничные бизнес удалось лишь к концу апреля, когда открылся флагманский гипермаркет сети в ТЦ «Авиапарк» на Ходынском поле в Москве. Работу интернет-магазина восстанавливали еще несколько месяцев. Также в течение года у компании сменились три собственника. Сейчас DIY-ритейлер принадлежит структурам, связанным с группой «Синдика» экс-президента Кабардино-Балкарии и сенатора Арсена Канокова.
На фоне произошедшего совокупная выручка юридических лиц OBI по итогам 2022 года сократилась до 30,3 млрд рублей, против 54,9 млрд рублей годом ранее.
В прошлом году OBI закрыла два гипермаркета – в Омске и Сургуте, а онлайн-продажи сильно пострадали после длительной приостановки работы, рассказал Бурмистров. По его мнению, на крупных площадках большие сети могут достаточно эффективно продавать либо товары собственного прямого импорты, либо эксклюзивную продукцию. При этом, отмечает эксперт, OBI не может конкурировать с другими продавцами, особенно с индивидуальными предпринимателями (ИП) и самозанятыми, которые платят меньше налогов.
OBI придется работать «в суперконкурентной среде», где ритейлер станет всего лишь одним из тысячи игроков, у многих из которых и штат, и бизнес-процессы построены именно под специфику маркетплейсов.
Сам себе маркетплейс
В отличие от OBI другие крупные игроки DIY-рынка предпочитают сами выступать в роли маркетплейсов, предлагая поставщикам и производителям продавать их товары на своих площадках и решая вопросы с хранением и логистикой. Например, самый крупный ритейлер сегмента – Leroy Merlin – прямо называет себя «маркетплейсом» и готов разместить товары сторонних селлеров на полках своего интернет-магазина. Таких товаров на сайте Leroy Merlin очень много. Они помечаются как «товар партнера» и их невозможно купить в офлайн-гипермаркетах сети.

Ближайший конкурент Leroy Merlin — интернет-магазин «Все инструменты Ру» — обходится без употребления слова «маркетплейс», но предлагает такое же размещение товаров, как и Leroy Merlin, и готов предоставить партнерам свои складские помещения и логистику.

Лучшее в блогах
Вам понравится

ADPASS сравнил скидки в отечественных и американских интернет-магазинах в «черную пятницу». На маркетплейсе Amazon электронику в этом году можно купить дешевле на 18-43%. Продавцы на российском Ozone завлекают покупателей сообщениями о скидках, но их размеры предпочитают не уточнять. Тем не менее, два из десяти популярных дивайсов в списке ADPASS на Ozon можно купить дешевле, чем в американском интернет-магазине.

Поддержанную Минцифрой идею «Почты России» повесить на маркетплейсы инфраструктурный платеж для латания дыр в почтовом бюджете раскритиковал влиятельный Центр стратегических разработок. Там подсчитали, что в случае появления этого платежа в 2024-2027 годах бюджет страны недополучит 2,3 млрд рублей налогов, 297 тыс. человек не смогут найти работу, а цены на товары в онлайне вырастут минимум на 5%. Компенсировать убытки почтовиков можно, если вывести из тени продавцов маркетплейсов. «Обелением» должны заниматься сами платформы, считают в ЦСР.


ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы