Предприниматели пришли на всё готовенькое. Какие бизнесы пользуются особым спросом
На фоне кризиса в России растет спрос на готовый бизнес. Однако владельцы компаний не спешат избавляться от своих активов: число новых объявлений о продаже готового бизнеса в апреле снизилось на 22% по сравнению с мартом и на 26% по сравнению с февралем. Чаще всего продают компании, работающие в сфере общепита и онлайн-бизнес. А вот на самую востребованную среди потенциальных покупателей категорию — сельское хозяйство — в прошлом месяце пришлось всего около 1% объявлений. ADPASS проанализировал, почему за одни виды бизнеса владельцы держатся, а от других готовы избавляться даже не на самых выгодных условиях.
+37%
рост спроса на готовый бизнес по сравнению с февралем
-26%
снижение числа объявлений о продаже готового бизнеса с февраля по апрель
64%
объявлений о продаже готового бизнеса опубликованы в регионах
По сравнению с мартом в прошлом месяце спрос на готовый бизнес увеличился на 19%. Такие данные приводят принадлежащие холдингу VK сервисы «Юла» и «Объявления ВКонтакте». Доля бизнесов, продаваемых под ключ, в апреле снизилась с 20 до 17%.
Гостиницы и производства отдают по дешевке
Гостиничная индустрия и производство стали единственными сегментами, стоимость бизнеса в которых снизилась. В случае с гостиницами и хостелами снижение наиболее значительно — цены на готовый бизнес в этой нише упали на 41%. При этом и спрос, и предложение также выросли. Спрос на отели разных форматов за последние три месяцы вырос на 108%, а количество объявлений о продаже — на 32%.
В конце апреля в России вступил в силу закон об обнулении ставки НДС для гостиниц. Ранее ставка налога на добавленную стоимость для туризма и индустрии гостеприимства составляла 20% и была одной из самых высоких в мире: так, в Китае она равна 9%, в странах Евросоюза — 7-8%, в Таиланде — 7%. По прогнозам Ростуризма, внутренний турпоток в период с мая по сентябрь вырастет от 4 до 30% в зависимости от региона. Однако обнуление НДС не затрагивает малые объекты размещения, которые работают на упрощенном налогообложении, пояснил Кирилл Иртюга, гендиректор управляющей компании «РосинвестОтель». С учетом того, что въездной поток на фоне украинского кризиса почти остановился, платежеспособность населения снизилась, а издержки на содержание объектов выросли, рентабельность гостиничного бизнеса в текущих условиях под большим вопросом.
Стоимость производственного бизнеса снизилась всего на 5%, однако этот сегмент находится на втором месте по темпам роста спроса. С марта по апрель количество подобных запросов от потенциальных покупателей выросло на 79%, а с февраля по апрель — на 131%.
Очевидно, потенциальные покупатели рассматривают возможность занять долю рынка, освободившуюся после ухода крупных зарубежных брендов. Но многие производства по-прежнему зависимы от импорта. Например, в производстве шоколада доля импортного сырья доходит до 70%. В электронной промышленности импортируется почти 100% компонентов. Многие отрасли зависят от импортного оборудования: так, опросы среди промышленников, проведенные ИНП РАН, показали, что руководители считают, что около 50–60% используемого ими оборудования критически зависят от импорта.
Почти в два раза увеличилось количество объявлений о продаже бизнеса, связанного с общественным питанием. Хотя спрос в этом сегменте также показывает положительную динамику, его темпы значительно отстают от предложения — количество запросов с февраля по апрель выросло на 57%.
Несмотря на уход крупнейших транснациональных компаний, таких как McDonald’s, KFC, Burger King, Starbucks и Domino’s Pizza, сфера общепита в России практически не консолидирована. Конкуренция между локальными игроками остается достаточно высокой. Заведения, у которых бизнес в значительной степени зависит от импортного сырья, перестраиваются или закрываются. При этом отпускные цены поставщиков выросли в среднем на 30-35%, а в по отдельным позициям — до 70%.
Приземлиться удастся не всем
Самые высокие темпы роста спроса показал бизнес, связанный с сельским хозяйством — за последний месяц заинтересованность в нем увеличилась на 266%. Однако продают такой бизнес довольно редко: в общей структуре объявлений о продаже на сельскохозяйственные предприятия приходится около 1%.
На фоне ограничений поставок импортного сырья спрос на отечественную сельскохозяйственную продукцию ожидаемо вырастет во всех связанных сегментах, включая ресторанный бизнес, производство продуктов питания и напитков, легкую промышленность. Так, по оценкам экспертов, в ресторанах среднего сегмента доля импортных продуктов составляет порядка 40%, а в высокобюджетных заведениях она еще выше. Все это — потенциальные рынки сбыта для производителей сельхозпродукции.
Можно и переплатить
За три месяца с начала украинского кризиса в два раза вырос спрос на интернет-бизнес и бизнес в сфере строительства. Также потенциальные покупатели стали чаще интересоваться салонами красоты и торговым бизнесом. При этом в трех из четырех сегментов стоимость готового бизнеса выросла: салоны красоты подорожали на 31%, строительный бизнес — на 16%, на интернет-бизнес — на 10%.
Количество предложений в сфере строительства выросло на 72%. При этом темпы роста спроса на готовый бизнес все равно выше — с февраля число запросов выросло на 104%.
Однако выставляют на продажу не полноценный строительный бизнес под ключ, проверил ADPASS. Например, сейчас на доске объявлений «Юла» в категории «Строительство» — двадцать четыре предложения о продаже готового бизнеса. Из них два — объявления о поиске инвестиций, еще три — о продаже тематических сайтов, пять — о продаже оборудования. На зарегистрированные фирмы с минимальным пакетом документов и счетами в банке приходится менее половины всех объявлений, причем не все из них внушают доверие.
Интернет-бизнес подорожал незначительно, при этом спрос на него увеличился на 114%. В структуре объявлений в апреле на этот сегмент приходилось 3% от всех предложений.
Большинство предложений в этой категории приходится на интернет-магазины и мелкие франшизы. Хотя встречаются и более экзотичные варианты — например, аналог YouTube за 2,5 млн рублей.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Несмотря на повальное увлечение инструментами искусственного интеллекта, маркетологи пока называют главным глобальным трендом 2024 года e-com и видеостриминг. ИИ лишь на третьем месте в списке главных потребительских тенденций, но уже уверенно опережает откатившиеся на седьмое место метавселенные. Среди главных статей рекламных бюджетов, инвестиции на которые увеличатся в 2024 году, бренды называют старые добрые баннеры и онлайн-видео. Другие результаты опроса маркетологов мировых производителей потребительских товаров от Mediaocean — в материале ADPASS.
Реклама в играх значит для маркетинга все больше, уже наравне с продвижением в онлайн-видео, уступая только социальным медиа. Объем американского рынка рекламы в видеоиграх увеличился с $5 млрд в 2022 году до $7,5 млрд 2023-м (+50%), в 2027-м он вырастет до $11,5 млрд. 40% рекламодателей увеличат инвестиции в этот медиасегмент в 2024 году, 79% считают процесс закупки рекламы в играх относительно простым, а 66% заявляют о ее положительных свойствах для увеличения продаж.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы