Магазины понесут персональную ответственность

Госдума приняла закон, запрещающий необоснованно принуждать покупателей предоставлять персональные данные. Исключения возможны только в тех случаях, когда информация о клиенте необходима для оформления покупки. Кроме того, законодатели запретили включать в договор пункты, позволяющие продавцу в одностороннем порядке отказываться от исполнения обязательств и навязывать обязательное приобретение одних товаров или услуг для получения доступа к другим продуктам.

Вячеслав Володин, председатель Госдумы, пояснил, что сейчас при совершении покупок или оплате услуг у людей под разными предлогами собирают номера телефонов, адреса электронной почты и другие личные сведения — даже в тех случаях, когда предоставление такой информации не является обязательным. По мнению чиновника, в первую очередь это касается онлайн-магазинов. «Принятие соответствующих поправок позволит дополнительно защитить права потребителей», считает Володин.

В статье 16 закона «О защите прав потребителей» закрепили перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя.

К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:

  • условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;
  • условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона;
  • условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;
  • условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
  • условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;
  • условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;
  • условия, которые ограничивают установленное статьей 161 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
  • условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора), не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
  • условия, которые уменьшают размер законной неустойки;
  • условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества;
  • условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
  • условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
  • условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
  • условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);
  • иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

По сравнению с первой версией законопроекта, которая была зарегистрирована еще в июне прошлого года, в финальном тексте появился дополнительный пункт, касающийся условий, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров и услуг с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками этих товаров или услуг.

Изменения вступят в силу 1 сентября этого года.

Что ждет нарушителей

В октябре Госдума приняла в первом чтении сопутствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). За «отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем» в связи с тем, что он не предоставил свои персональные данные, должностных лиц предложили штрафовать на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Однако пока соответствующего пункта в статье 13.11 «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных» нет.

Авторы:
Алиса Рейн
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Вчера Госдума приняла в третьем чтении законопроект, детализирующий систему тотального учета рекламы в интернете, которая должна заработать с 1 сентября. Речь идет об ужесточении требований: если до сих пор в законе говорилось о праве передавать в систему данные о рекламных кампаниях, то теперь это станет обязанностью участников рынка. Из законопроекта следует, что в интернете допускается распространение только тех рекламных материалов, которым присвоят так называемый единый идентификационный номер рекламной информации. Требования к этому маркеру, его содержанию, порядку и срокам его присвоения, разрабатывает Минцифры.
Госрегулирование Авторские права YouTube

От YouTube требуют написать объяснительную

В связи с блокировками видео в России
«Мету» судят в Техасе за систему распознавания лиц
Госрегулирование Интернет Маркировка

Токсичную информацию закачают в каталог

В Рунете предложили создать систему маркировки токсичной информации