01.12.2021, 10:20

Куда приземлят единую систему учета интернет-рекламы

Новый регламент рассмотрения нарушений закона «О рекламе», позволяющий Федеральной антимонопольной службе оставить любой иностранный интернет-ресурс без российской рекламы, – это только верхушка айсберга подзаконных актов, над которыми работают Роскомнадзор, ФАС и Центробанк. Вслед за антимонопольщиками Роскомнадзор опубликовал приказы, регламентирующие применение законов о приземлении иностранных интернет-компаний и о единой системе учета интернет-рекламы. Однако самой чувствительной мерой для интернет-иностранцев могут стать ограничения на переводы и прием денег.

Юрист Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета ФАС по рекламе юрист специально для ADPASS

Действия участников рынка интернет-рекламы напоминают реакцию собаки, которая кусает ударившую ее палку, но не руку, которая эту палку держит.

Госдума в весеннюю сессию приняла пакет из четырех законопроектов, усиливающих госконтроль за ключевыми аспектами бизнеса интернет-компаний. Однако бурной полемики со стороны участников рынка удостоился разве что закон о приземлении иностранных интернет-игроков, обязавший зарубежные компании создавать полноценные филиалы в России.

Такое впечатление, что из поля зрения участников рекламного рынка выпали три других законопроекта, которые серьезно меняют правила игры в цифровой среде и которые наши законодатели приняли с редкой оперативностью: о единой системе учета интернет-рекламы, о едином измерителе аудитории в интернете и о размещении социальной рекламы в рунете.

На прошлой неделе исполнительная власть добралась до регламентов и правил рассмотрения дел о нарушениях норм, введенных в оборот свежепринятыми законами. Вот тут-то рекламное сообщество, наконец, разразилось критикой. Правда, не в адрес депутатов, которые внесли и приняли эти законы, а в адрес ФАС, которое подготовило подзаконный акт с алгоритмами принятия решений в рамках уже принятых законов — о приземлении (№ 236-ФЗ) и о единой системе учета рекламы в интернете (№347-ФЗ).

Рекламисты взошли на регуляторную гильотину

Под раздачу попал написанный в ФАС проект постановления правительства. Служба подготовила документ, дополняющий новыми пунктами регламент рассмотрения нарушений закона «О рекламе», связанных с иностранными интернет-ресурсами. Новеллы должны обеспечить реализацию законов о приземлении и о единой системе учета рекламы в интернете.

В регламент предлагается внести несколько подпунктов, вводящих ускоренный порядок рассмотрения подобных дел — семь рабочих дней вместо месяца. Другое нововведение — выносить решения по подобным делам без участия лиц, в действиях которых обнаружены признаки нарушения закона «О рекламе», то есть в заочном порядке. Третье из существенных нововведений — наделить антимонопольное ведомство полномочиями одновременно выпускать сразу два документа: предписание о устранении нарушения антимонопольного законодательства одновременно с решением по такому делу.

26 ноября проект ФАС обсудила рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере рекламы при правительстве РФ. Присутствовавших на заседании участников рекламной индустрии нововведения расстроили. Они попытались убедить авторов проекта, что для рекламодателей рассмотрение дела без вызова сторон и принятие ФАСом решения только на основании заявления Роскомнадзора может стать проблемой.

Из проекта постановления следует, говорили они, что инициатором рассмотрения дел в отношении субъектов рынка интернет-рекламы выступает Роскомнадзор, до сих пор ничем подобным не занимавшийся.

Сумеет ли Роскомнадзор отличить рекламодателя и рекламораспространителя, если до сих все вопросы, связанные с интернет-рекламой, были прерогативой ФАС?

К тому же проект постановления фактически лишает антимонопольщиков возможности самостоятельно установить лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Еще одной проблемой, по мнению участвовавших в заседании представителей рекламного бизнеса, может стать заочное рассмотрение дела. Рекламу часто покупают через медиаагентства, и рекламодатель, признанный виновным в том, что он размещается на ресурсах под санкциями Роскомнадзора, лишается возможности объяснить, что не знал, на каких именно ресурсах партнер разместил его рекламу.

Роскомнадзор против иностранных сайтов

В день, когда представители ФАС и рекламного бизнеса дискутировали на рабочей группе по «регуляторной гильотине», Роскомнадзор опубликовал проекты трех новых приказов, опубликованных на сайте regulation.gov.ru под номерами 122891, 122893 и 122894. В этих документах была часть ответов на вопросы, которые представители рекламной индустрии задавали чиновникам в это самое время.

В приказах приведен довольно подробный перечень информации о размещаемой в сети рекламе, которую планирует собирать Роскомнадзор. Ведомство намерено получать сведения об объектах рекламирования, периоде размещения, договорах, которые рекламодатель заключил с рекламораспространителем или оператором рекламных систем. Роскомнадзор также будут интересовать объемы показов рекламы и распределение таких показов по информационным ресурсам; способы и формы распространения рекламы в сети и средствах распространения рекламы; а также информация, позволяющая идентифицировать распространение рекламы в интернете, в том числе с использованием идентификаторов рекламы.

Если Роскомнадзор начнет собирать все эти данные, то применение ФАСом укороченной процедуры рассмотрения дел о нарушении закона «О рекламе» выглядит вполне оправданным. Антимонопольному ведомству не придется самостоятельно устанавливать фигурантов дел, связанных с нарушением требований закона «О рекламе» в интернете. Оно будет сразу получать информацию о рекламодателях и рекламораспространителях от Роскомнадзора. Описанная в приказах процедура позволяет избежать противоречий между ведомствами при определении нарушителей, ведь Роскомнадзор и ФАС будут самостоятельно выяснять субъектный состав в рамках каждого дела.

В списке подзаконных актов к законам о приземлении и единой системе учета интернет-рекламы пока не хватает документа, описывающего механизм ограничений на денежные переводы и прием платежей физических и юридических лиц в пользу иностранных лиц-нарушителей.

Такие меры воздействия на иностранные интернет-компании также прописаны в законе о приземлении. Предполагается, что Центробанк наложит санкции на компании, включенные Роскомнадзором в перечень иностранных лиц, в пользу которых ограничены переводы и прием денежных средств. Как именно будет выглядеть этот законодательный запрет в исполнении Роскомнадзора и Центробанка, будет зависеть от норм регламентов, которые пока не опубликованы.

Запреты и штрафы

Действенные рычаги воздействия на иностранные интернет-компании у российского государства появились этим летом, когда был приняты поправки о приземлении. По словам авторов закона № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на территории РФ», он установил равные условия деятельности для российских и иностранных лиц на территории страны. Теперь до 1 января 2022 года владельцы информационных ресурсов, суточная аудитория у которых превышает 500 тысяч российских пользователей, для работы в России должны открыть филиалы или представительства, учредив российские юрлица. Такие юрлица должны в полном объеме представлять интересы головных компаний.

Меры воздействия на непокорных, заложенные в законе о приземлении:

  • информирование пользователей такого ресурса о нарушении законодательства РФ;
  • запрет на распространение рекламы о ресурсе;
  • запрет на распространение рекламы на ресурсе;
  • запрет на проведение платежей в адрес интернет-ресурса;
  • запрет на поисковую выдачу;
  • запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
  • частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу.

Почти одновременно депутаты приняли закон закон №347-ФЗ, призванный избавить рекламодателей и рекламораспространителей от желания работать с неприземлившимися интернет-ресурсами. Документ, который внес изменения в закон «О рекламе», посвящен созданию единой автоматизированной системы сбора, хранения, обработки и анализа информации обо всей рекламе, размещенной в интернете. В нее должна поступать не только информация о размещенной рекламе, но также сведения о рекламодателях и распространителях рекламы, операторах рекламных систем и рекламных посредниках. Сведения, попадающие в систему, должны будут храниться в ней не менее пяти лет. Полномочиями по созданию и ведению системы наделен Роскомнадзор. Требование вступит в силу 1 сентября 2022 года.

Этот закон содержит норму, позволяющую штрафовать нарушителей запретов на распространение рекламы на интернет-ресурсе, а также об интернет-ресурсе. Согласно поправкам, тем, кто размещает свою рекламу на неприземлившихся интернет-ресурсах и тем, кто рекламирует подобные сайты на своих площадках, ФАС может выставить максимальный штраф по КОАП — до 500 тысяч рублей.

Нравится: АКАР
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
14 часов назад
Редакция ADPASS
09.04.2024
Редакция ADPASS
04.04.2024
Редакция ADPASS
21.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?