Пользователи Apple или Google ID скоро не смогут почитать книгу на «Литресе» или поиграть на VK Play. Платформы меняют политику входа и отказываются от услуг иностранных сервисов авторизации. Изменения в правилах вызваны новыми законодательными требованиями. С 1 января 2025 года зайти в личном кабинете на российском сайте можно будет, только используя местные решения для аутентификации пользователя, например, «Госуслуги» или VK ID. На «Литрес» новые правила вступят в силу 22 апреля 2024 года, в VK конкретных сроков не назвали.
Куда приземлят единую систему учета интернет-рекламы
Новый регламент рассмотрения нарушений закона «О рекламе», позволяющий Федеральной антимонопольной службе оставить любой иностранный интернет-ресурс без российской рекламы, – это только верхушка айсберга подзаконных актов, над которыми работают Роскомнадзор, ФАС и Центробанк. Вслед за антимонопольщиками Роскомнадзор опубликовал приказы, регламентирующие применение законов о приземлении иностранных интернет-компаний и о единой системе учета интернет-рекламы. Однако самой чувствительной мерой для интернет-иностранцев могут стать ограничения на переводы и прием денег.
Юрист Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета ФАС по рекламе юрист специально для ADPASS
Действия участников рынка интернет-рекламы напоминают реакцию собаки, которая кусает ударившую ее палку, но не руку, которая эту палку держит.
Госдума в весеннюю сессию приняла пакет из четырех законопроектов, усиливающих госконтроль за ключевыми аспектами бизнеса интернет-компаний. Однако бурной полемики со стороны участников рынка удостоился разве что закон о приземлении иностранных интернет-игроков, обязавший зарубежные компании создавать полноценные филиалы в России.
Такое впечатление, что из поля зрения участников рекламного рынка выпали три других законопроекта, которые серьезно меняют правила игры в цифровой среде и которые наши законодатели приняли с редкой оперативностью: о единой системе учета интернет-рекламы, о едином измерителе аудитории в интернете и о размещении социальной рекламы в рунете.
На прошлой неделе исполнительная власть добралась до регламентов и правил рассмотрения дел о нарушениях норм, введенных в оборот свежепринятыми законами. Вот тут-то рекламное сообщество, наконец, разразилось критикой. Правда, не в адрес депутатов, которые внесли и приняли эти законы, а в адрес ФАС, которое подготовило подзаконный акт с алгоритмами принятия решений в рамках уже принятых законов — о приземлении (№ 236-ФЗ) и о единой системе учета рекламы в интернете (№347-ФЗ).
Рекламисты взошли на регуляторную гильотину
Под раздачу попал написанный в ФАС проект постановления правительства. Служба подготовила документ, дополняющий новыми пунктами регламент рассмотрения нарушений закона «О рекламе», связанных с иностранными интернет-ресурсами. Новеллы должны обеспечить реализацию законов о приземлении и о единой системе учета рекламы в интернете.
В регламент предлагается внести несколько подпунктов, вводящих ускоренный порядок рассмотрения подобных дел — семь рабочих дней вместо месяца. Другое нововведение — выносить решения по подобным делам без участия лиц, в действиях которых обнаружены признаки нарушения закона «О рекламе», то есть в заочном порядке. Третье из существенных нововведений — наделить антимонопольное ведомство полномочиями одновременно выпускать сразу два документа: предписание о устранении нарушения антимонопольного законодательства одновременно с решением по такому делу.
Подробнее о нововведениях:
Дела против иностранных сайтов рассмотрят чрезвычайные тройки ФАС
26 ноября проект ФАС обсудила рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере рекламы при правительстве РФ. Присутствовавших на заседании участников рекламной индустрии нововведения расстроили. Они попытались убедить авторов проекта, что для рекламодателей рассмотрение дела без вызова сторон и принятие ФАСом решения только на основании заявления Роскомнадзора может стать проблемой.
Из проекта постановления следует, говорили они, что инициатором рассмотрения дел в отношении субъектов рынка интернет-рекламы выступает Роскомнадзор, до сих пор ничем подобным не занимавшийся.
Сумеет ли Роскомнадзор отличить рекламодателя и рекламораспространителя, если до сих все вопросы, связанные с интернет-рекламой, были прерогативой ФАС?
К тому же проект постановления фактически лишает антимонопольщиков возможности самостоятельно установить лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.
Еще одной проблемой, по мнению участвовавших в заседании представителей рекламного бизнеса, может стать заочное рассмотрение дела. Рекламу часто покупают через медиаагентства, и рекламодатель, признанный виновным в том, что он размещается на ресурсах под санкциями Роскомнадзора, лишается возможности объяснить, что не знал, на каких именно ресурсах партнер разместил его рекламу.
Роскомнадзор против иностранных сайтов
В день, когда представители ФАС и рекламного бизнеса дискутировали на рабочей группе по «регуляторной гильотине», Роскомнадзор опубликовал проекты трех новых приказов, опубликованных на сайте regulation.gov.ru под номерами 122891, 122893 и 122894. В этих документах была часть ответов на вопросы, которые представители рекламной индустрии задавали чиновникам в это самое время.
В приказах приведен довольно подробный перечень информации о размещаемой в сети рекламе, которую планирует собирать Роскомнадзор. Ведомство намерено получать сведения об объектах рекламирования, периоде размещения, договорах, которые рекламодатель заключил с рекламораспространителем или оператором рекламных систем. Роскомнадзор также будут интересовать объемы показов рекламы и распределение таких показов по информационным ресурсам; способы и формы распространения рекламы в сети и средствах распространения рекламы; а также информация, позволяющая идентифицировать распространение рекламы в интернете, в том числе с использованием идентификаторов рекламы.
Если Роскомнадзор начнет собирать все эти данные, то применение ФАСом укороченной процедуры рассмотрения дел о нарушении закона «О рекламе» выглядит вполне оправданным. Антимонопольному ведомству не придется самостоятельно устанавливать фигурантов дел, связанных с нарушением требований закона «О рекламе» в интернете. Оно будет сразу получать информацию о рекламодателях и рекламораспространителях от Роскомнадзора. Описанная в приказах процедура позволяет избежать противоречий между ведомствами при определении нарушителей, ведь Роскомнадзор и ФАС будут самостоятельно выяснять субъектный состав в рамках каждого дела.
В списке подзаконных актов к законам о приземлении и единой системе учета интернет-рекламы пока не хватает документа, описывающего механизм ограничений на денежные переводы и прием платежей физических и юридических лиц в пользу иностранных лиц-нарушителей.
Такие меры воздействия на иностранные интернет-компании также прописаны в законе о приземлении. Предполагается, что Центробанк наложит санкции на компании, включенные Роскомнадзором в перечень иностранных лиц, в пользу которых ограничены переводы и прием денежных средств. Как именно будет выглядеть этот законодательный запрет в исполнении Роскомнадзора и Центробанка, будет зависеть от норм регламентов, которые пока не опубликованы.
Запреты и штрафы
Действенные рычаги воздействия на иностранные интернет-компании у российского государства появились этим летом, когда был приняты поправки о приземлении. По словам авторов закона № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на территории РФ», он установил равные условия деятельности для российских и иностранных лиц на территории страны. Теперь до 1 января 2022 года владельцы информационных ресурсов, суточная аудитория у которых превышает 500 тысяч российских пользователей, для работы в России должны открыть филиалы или представительства, учредив российские юрлица. Такие юрлица должны в полном объеме представлять интересы головных компаний.
Меры воздействия на непокорных, заложенные в законе о приземлении:
- информирование пользователей такого ресурса о нарушении законодательства РФ;
- запрет на распространение рекламы о ресурсе;
- запрет на распространение рекламы на ресурсе;
- запрет на проведение платежей в адрес интернет-ресурса;
- запрет на поисковую выдачу;
- запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
- частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу.
Почти одновременно депутаты приняли закон закон №347-ФЗ, призванный избавить рекламодателей и рекламораспространителей от желания работать с неприземлившимися интернет-ресурсами. Документ, который внес изменения в закон «О рекламе», посвящен созданию единой автоматизированной системы сбора, хранения, обработки и анализа информации обо всей рекламе, размещенной в интернете. В нее должна поступать не только информация о размещенной рекламе, но также сведения о рекламодателях и распространителях рекламы, операторах рекламных систем и рекламных посредниках. Сведения, попадающие в систему, должны будут храниться в ней не менее пяти лет. Полномочиями по созданию и ведению системы наделен Роскомнадзор. Требование вступит в силу 1 сентября 2022 года.
Этот закон содержит норму, позволяющую штрафовать нарушителей запретов на распространение рекламы на интернет-ресурсе, а также об интернет-ресурсе. Согласно поправкам, тем, кто размещает свою рекламу на неприземлившихся интернет-ресурсах и тем, кто рекламирует подобные сайты на своих площадках, ФАС может выставить максимальный штраф по КОАП — до 500 тысяч рублей.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Минтруда и Росмолодежь поборются с телефонными и интернет-мошенниками. Начнут со съемок просветительских роликов, адресованных их любимым жертвам – пожилым и несовершеннолетним гражданам. Необходимость производства этого контента вызвана ростом киберпреступлений. Эксперты такой метод борьбы с цифровым криминалом считают эффективным и советуют авторам сосредоточиться на деталях: паролях, двухфакторной авторизации и прочем интернет-ликбезе.
Один из крупнейших банков мира JPMorgan Chase объявил о запуске сервиса таргетированного показа рекламы Chase Media Solutions. Данные будут собираться на основе его транзакций. Маркетологи получат инструмент, знающий покупательские привычки клиентов банка. Время для запуска выбрано правильное. Рекламодатели массово отказываются от использования сторонних файлов cookie (third-party cookies) и обращаются к данным из первых рук (first-party data), информации о клиентах и аудитории, собираемой напрямую компаниями и сервисами, — у JPMorgan Chase такой хоть отбавляй.
Вчера Госдума проголосовала в первом чтении за законопроект депутата Максима Топилина о продлении на десять лет договоров на госсобственность в наружной рекламе. Слушание вылилось в часовую дискуссию. Коммунисты пугали коллег монополизацией рынка и тем, что «рекламные бароны» оформят крепостное право на рекламные щиты. В ответ «Единая Россия» и ЛДПР объясняли, что пролонгация — это понятные условия для работы вдолгую, инвестиции в цифровую рекламу и поддержка малого и среднего бизнеса. Подробности в репортаже ADPASS из зала заседаний Госдумы.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы