23.01.2023, 13:26

Карательный арсенал маркетплейсов против продавцов хотят сократить

Маркетплейсы могут лишиться права блокировать продавца или списывать деньги с его счета в виде штрафов по своему усмотрению. Все случаи, когда площадки смогут налагать такие санкции, предлагается перечислить в законе «О защите конкуренции». Маркетплейсы ожидаемо против.

Photo by Markus Winkler on Unsplash

Инициатором изменения в закон выступил Алексей Кожевников, гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» и член Общественного совета ФАС России. В рамках поправок к законопроекту пятого антимонопольного пакета, рассматриваемого сейчас Госдумой, он хочет включить в закон «О защите конкуренции» новую главу. В ней Кожевников предлагает ввести запрет на определенные действия или бездействия платформ, используемые для заключения сделок между продавцами и покупателями.

Например, маркетплейсы не смогут ограничивать продавцам доступ к услугам или прекратить оказание услуг продавцам без их письменного или электронного уведомления «с указанием мотивированных причин, фактов и обстоятельств, являющихся основанием такого отказа». И только через 14 дней после такого уведомления платформа сможет приостановить или прекратить работу с продавцом. Также автор обращения предлагает запретить «списание денежных средств продавца без заблаговременного предоставления такому продавцу документально оформленных доказательств, подтверждающих факт нарушения со стороны продавца».

Обращение Кожевникова поступило председателю комитета по защите конкуренции Госдумы Валерию Гартунгу в конце января 2022 года, сообщают «Ведомости». Также копия письма была направлена в ФАС.

В письме Кожевникова говорится, что необходимо «предусмотреть более эффективные правила регулирования недопустимого нерыночного поведения цифровых платформ, которые позволят защитить предпринимателей от злоупотреблений рыночной властью». Существующую сейчас в законе «О защите конкуренции» возможность признать доминирующее положение платформы, если ее доля на рынке превышает 35%, автор обращения считает недостаточной.

По словам главного адресата обращения, Валерия Гартунга, слушания по рассмотрению предложений отрасли проводились в декабре 2022 года. Сейчас комитет по защите конкуренции собирает поправки к законопроекту, которые могут быть рассмотрены Госдумой в марте 2023 года, описал ситуацию депутат.

Против предложения Кожевникова ожидаемо выступили сами платформы. По мнению представителя Ozon, «предложения Кожевникова в большинстве своем уже урегулированы гражданским законодательством и не требуют дополнительного регулирования». Добросовестные участники рынка и так следуют отраслевым принципам, разработанным на площадке ФАС, и стандартам взаимодействия, разработанным с участием Минпромторга и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которая тоже предсказуемо выступила против предлагаемых поправок. Президент АКИТ Артем Соколов предлагает предпринимателям, в случае если они обнаружат, что маркетплейс нарушает положения оферты, отправиться в суд. По его словам, вся детальная информация о штрафах, удержаниях и других действиях есть в открытом доступе. «И даже если внести такой пункт (предлагаемый Кожевниковым) в пятый антимонопольный пакет, к которому он по сути не имеет никакого отношения, все равно подобный спор может разрешаться только в рамках судопроизводства, где истец должен будет доказать, что нарушение было», — резюмирует Соколов.

С президентом АКИТ не согласен юрист Алексей Минаев, который отмечает, что механизм удаления продавцов с маркетплейсов, правила начисления штрафов и подобные карательные меры сейчас никак не регламентированы действующим законодательством. «Это частно-правовые отношения: что-то частично регулируется законом, частично — стандартами саморегулирования, частично — договором маркетплейса и селлера», — рассказывает юрист. По его словам, платформы стремятся к выработке отраслевых правил саморегулирования. За последние годы ряд платформ, в том числе маркетплейсы, подписали базовые принципы взаимодействия участников цифровых рынков, стандарты взаимодействия маркетплейсов и поставщиков, хартию профессиональной этики сервисов размещения объявлений и другие стандарты саморегулирования, рассказывает юрист. Что касается действующего законодательства, то цифровые платформы, в том числе маркетплейсы, должны следовать требованиям законов «Об информации», «О защите прав потребителей» и положениям Гражданского кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, добавил Минаев.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
22.03.2024
Редакция ADPASS
21.03.2024
Редакция ADPASS
19.03.2024
Редакция ADPASS
15.03.2024