11.05.2022, 16:54
ADPASS рекомендует материал к прочтению
Материал блога компании: mads

Как мозг придумывает, и как ему в этом помочь

Для любого, кто решает задачи с помощью творчества, мозг — главный инструмент. В этот статье узнаешь, какие ошибки совершает мозг, из каких стадий состоит его работа и как можно ее ускорить. Вместе с экспертами креативной школы mads разберём строение креативного процесса, а также посмотрим, что мешает, а что помогает мозгу придумывать.

Для начала немного фактов о мозге

Факт № 1. Мозг ленится придумывать. Точнее он почти всегда работает в режиме экономии. Потому что главная его функция — это сохранение нашей жизни, а не творчество и создание нового.

Факт № 2. Мозг прожорливый — тратит 25% всей энергии, которая поступает в организм.

Факт № 3. Мозг обожает паттерны (алгоритмы действия, шаблоны) и все время их создает. Потому что это облегчает ему жизнь и помогает сохранять энергию. Примеры паттернов: чистка зубов, дорога домой, завязывание шнурков. Для творчества паттерны — худшее, что может быть.

Факт № 4. Наш древний рептильный мозг сильнее современного неокортекса, заправляет большинством процессов с девизом: «Главное — безопасность».

Факт № 5. Мозг развивается только на практике, с получением новой информации и решением неизвестных задач. Поэтому очень важно кормить его тем и другим регулярно.

Факт № 6. У процесса обучения мозга две стадии: изучение и закрепление. Изучение помогает узнать новые действия, а закрепление (создание паттерна) помогает делать их максимально эффективно.

Факт № 7. Творчество — это, как занятия в спортзале. Им нужно заниматься регулярно, потому что мозг в этом случае подобен мышце — пропустили пару месяцев тренировок, и мышца стала слабее.  

Как вообще мозг придумывает? Процесс создания идей

Нельзя просто так взять и начать придумывать. Создание идей состоит из четырех стадий, нужно качественно пройти их все:

1. Погружение.

2. Генерация.

3. Отбор.

4. Артикуляция.

Погружение

Представьте, что вы антрополог. И с каждым новым брифом изучаете новый мир той или иной аудитории. Например, сегодня — родителя младенца, а завтра — сноубордиста. Важно погрузиться в эту жизнь, понять ее: над чем здесь смеются, а над чем плачут, какие проблемы решают, какие планы строят.

Что делаем на этом этапе. Главная цель — узнать все о задаче и максимально загрузить себя разной информаций. Нужно быть максимально любопытными и открытыми, смотреть на проблему под разными углами и насыщаться: статистикой, исследованиями, всем о продукте и конкурентах, разговорами с представителями аудитории, опросами, форумами, трендами и технологиями, референсами и примерами кампаний по теме и тд.

Чего не делаем на этом этапе. Нельзя считать, что эту стадию можно пройти быстро или, что кто-то (например стратег) пройдет ее за вас. Это классическая ошибка креатива. Помните, что качество идей на стадии генерации напрямую зависит от того, как хорошо прошло погружение.

Чего опасаться

— Первые идеи. Мозг сумбурен, будет подкидывать мысли уже на этой стадии. В большинстве случаев это шаблонные идеи — не стоит на них возлагать больших надежд. Просто продолжайте изучать проблему.

— Синдром «Колонизатора». Не надо оценивать людей с вашей точки зрения и думать, что вы знаете лучше, как им жить. Такое может происходить, когда работаете с незнакомой аудиторией.  

Генерация

Мозговой штурм и накидывание идей. Это стадия ошибок и гипотез.

Что делаем на этом этапе. Главная цель — максимальное количество разных идей и направлений. Не бойтесь фантазировать, говорить глупости, шутить и быть неточными. Выписывайте все, что приходит в голову.

Чего не делаем на этом этапе. Критика — это худшее, что может тут случиться. Поэтому не отбрасываем идеи сразу, не критикуем их, а стараемся докрутить.

Чего опасаться

— Ожидание вдохновения. Риск сорвать сроки и словить стресс. Примените дисциплину, начните что-то делать — вдохновение придет во время работы.

— Творческий ступор. У него может быть две причины:

  • Вы не понимаете задачу, или что-то вас в ней смущает — возвращаемся к брифу и уточняем, все ли верно поняли.

  • Это новая задача, вам не хватает знаний о способах ее решения — ищем информацию, смотрим вокруг, говорим с коллегами, привлекаем дополнительных людей

— Apple для творческого мышления. Не сидите на шторме, уставившись в экран. Намного полезнее взять листок и ручку.

— Блокнот в уме. Пришла мысль/идея — сразу запишите. Не стоит все держать в уме, перегружать мозг — забывать половину придуманного.

Важный совет

— Устраивайте короткие шторминги по 45 минут — мозг не может концентрироваться на одной сложной задаче дольше.

— Также на этом этапе важно давать себе отдых: поштормили, все записали и перестали думать. Для этого подходит что-то монотонное и по шаблону (мытье посуды, бытовые дела) или что-то расслабляющее (прогулка, спорт, сон, встреча с друзьями). Это дает мозгу переключиться в бессознательное и строить свободные ассоциации. Поэтому после и во время отдыха часто появляются отличные идеи.  

Отбор идей

Что делаем на этом этапе. Итак, перед нами десятки идей и путей, по которым можно пойти. Теперь нужно выбрать верный. Самые лучшие помощники здесь — здравая критика, свежий взгляд и бриф.

Чего не делаем на этом этапе. Совершенно точно нельзя выбирать идеи, которые непонятно, как реализовать. Критерии отбора: тайминг, бюджет и цель проекта.

Чего опасаться

— Синдром «Правильного ответа».

Когда мозг начинает жестко фильтровать и отвергать все неправильные с его точки зрения мысли. Там можно остаться совсем без идей и вогнать себя в больший стресс.

Всегда нужно помнить — мы решаем задачи клиента, а не свои.  

  • Нельзя выбирать идеи, потому что «это Канны».

  • Нельзя выбирать идеи, потому что «красиво».

  • Нельзя выбирать идеи, которые «понравятся КД».

  • И уж тем более нельзя выбирать идеи, потому что «клиент точно купит».

Артикуляция

Что делаем на этом этапе. Это самая сложная часть проекта. Главная цель — объяснить и убедить клиента, что ваша идея решает его задачу. Логика и структурность — лучшие друзья на этой стадии.

Чего не делаем на этом этапе. Не углубляемся в детали (красивые образы, игры слов). Всегда держим в голове единый смысл идеи, ту самую простую мысль, которую хотим быстро передать.

Чего опасаться

— «И так понятно». Мозг постоянно будет говорить эту фразу. Это ловушка. Не слушайте его. Вам будет казаться, что идея простая, и все остальные ее сразу же поймут. Это не так. Люди понимают идеи, исходя из своего опыта, точки зрения на проект и того, что сегодня вторник.

— Ребусное мышление. Попытка усложнить идею и сделать ее более «гениальной». Часто это игры слов, которые далеко не всем понятны.

Прием. Расскажите идею человеку, который вообще не связан с вашим проектом так, чтобы он все понял.  

Креативные приёмы и техники. Как проходить этапы создания идей максимально эффективно мы расскажем в следующей статье, а если ты чувствуешь необходимость прокачать своё мышление и научиться мыслить креативно, то скорее присоединяйся к курсу «Креативные техники и приемы». Будем раскачивать шторминги, помогать мозгу думать быстрее, качественнее, находить решения для любых задач и генерировать идеи 24/7.

С чем уйдете:

  • Поймете, как устроено креативное мышление на практике

  • Разберёте процесс придумывания по косточкам

  • Освоите 15 проверенных креативных техник и приемов

  • Научитесь применять их в зависимости от типа задач

  • Придумаете ворох идей

  • Получите обратную связь от Арины Авдеевой, сооснователя mads и friends moscow.

Запись по ссылке.

Бонус. Что почитать для мозга и про мозг

— «Мозг освобожденный», Тео Компернолле;

— «Правила мозга», Джон Медина;

— «Ловушки мышления», Ден Хиз, Чип Хиз;

— «Драйв», Дэниель Пинк;

— «Хэгэрти о креативности», Джон Хэгэрти;

— «Эссенциализм. Путь к простоте», Грег МакКеон;

— «Тайна Бога и наука о мозге», Винс Рауз, Эндрю Ньюберг;

— «Думай медленно. Решай быстро», Даниэль Канеман;

— «Будда, мозг и нейрофизиология счастья», Йонге Ринпоче.

Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Publicis Media выяснила, куда переходят пользователи Instagram* и во что вкладываться интернет-бизнесу
Еще три года назад в брифах для рекламных агентств определение «устойчивое развитие» встречалось крайне редко. Однако сейчас как на международном, так и на российском рынке маркетинговых коммуникаций всё больше брендов выбирают стратегию sustainability. Является ли подобная стратегия временным трендом или же стала неотъемлемой частью эффективной работы бренда? Ольга Шаратута, экс-руководитель агентства RedMe и член жюри Perspectum Awards, постаралась дать ответ на этот вопрос в рамках специального проекта конкурса «От идеи к бизнес результатам».