ADPASS рекомендует материал к прочтению
АРИР
05.03.2021, 17:55

Fake-контент: как бороться и предотвращать

Как медиа работают с fake-повесткой, какие методы фактчекинга используют и что ждет медиарынок с вступлением в силу нового закона о социальных сетях?

Сегодня в эпоху постправды с распространением ложной информации возрастает и ответственность специалистов, которые занимаются digital-коммуникациями. Важно поддерживать баланс интересов и качественной достоверной коммуникации между государством, бизнесом, обществом и, конечно, между игроками медиарынка.

В рамках новой дискуссии IAB Talks, посвященной борьбе с фальсифицированной информацией, эксперты обсудили проблемы, возникающие при работе с fake news. Модератором дискуссии выступила Валентина Максимова, руководитель рабочей группы IAB Russia по борьбе с фальсифицированной информацией. В разговоре приняли участие: Светлана Кузеванова, Александр Володин, Тоня Самсонова и Глеб Черкасов.


Приглашаем вас принять участие в исследовании о восприятии fake-контента

Участвовать

Чтобы вступить в рабочую группу IAB Russia по борьбе с фальсифицированной информацией, направьте запрос по электронной почте.

Обзор юридических аспектов

Fake-повестка существовала и раньше, но правовое регулирование появилось лишь два года назад. С 2019 года fake news трактуется как распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений. Важно отметить, что подобного рода контент создает угрозу или влечет наступление определенных событий.

Светлана Кузеванова рассказала, как трансформировались фейки за время двухлетней правовой практики и выделила ограничения, которые ожидают медиарынок с вступлением в силу закона о социальных сетях 530-ФЗ. Теперь площадки должны не только блокировать, но и самостоятельно выявлять противоправный контент.


Требование не допускать распространения такого контента — наиболее спорный норматив, так как закон не поясняет сам порядок распространения».

Светлана Кузеванова

Старший юрист центра защиты прав СМИ


Эксперт также пояснила постановление правительства №1824 от 12.11.2020 (274-ФЗ) относительно терминологии ОРИ. Специалисты отметили, что, несмотря на стремление законодательных инициатив усилить прозрачность коммуникации в социальных сетях, медиарынок может столкнуться с уменьшением количества пользовательского контента (UGC) и снижением вовлечённости.

Борьба с ложной информацией в соцсетях

Александр Володин поделился кейсами и опытом фактчекинга в социальной сети «Одноклассники». Специалист отметил, что сегодня видеоконтент и любые трансляции остаются наиболее сложным форматом для премодерации. Требуется проработать и сам подход, ведь определить, является ли информация заведомо ложной, иногда практически нереально.


Если мы затрудняемся точно определить достоверность информации, то и блокировать такую информацию мы тоже пока не можем».

Александр Володин

Директор по стратегическому развитию и партнёрствам «Одноклассники» (Mail.ru Group)


Должны ли соцсети принимать решение: какая информация является достоверной и как определить грань между верификацией и цензурой? — вопрос, который остаётся открытым, считает эксперт.

Площадки UGC

В свете новой законодательной практики определённые сложности могут испытывать медиаплощадки, чья бизнес-модель полностью строится на пользовательском контенте. О том, как проходит верификация экспертов «Яндекс.Кью», поделилась Тоня Самсонова, руководитель ресурса.


Важно понимать, что популярный автор с большим количеством подписчиков может распространять недостоверную информацию, в то же время, специалист, который дает точную информацию, может иметь значительно меньшую аудиторию».

Тоня Самсонова

Руководитель сервиса вопросов и ответов Яндекс.Кью


В свою очередь, «Яндекс.Кью» разработал свою систему верификации экспертизы и помечает тех авторов, которые прошли ее: эти ответы получают приоритет в ранжировании. Сервис ориентируется не только на систему лайк/дизлайк — отражающую популярность, но и придерживается принципа достоверно/недостоверно в оценках контента пользователей. В сервисе правила и свойства качества контента определяют представители профессионального сообщества в каждой из тем экспертизы. Это минимизирует распространение недостоверной информации.

Как определить фейк?

Очевидно, что в обществе сформировался запрос на разъяснительную работу и повышение уровня медиаграмотности. Любопытно, что при второй и третьей перепечатке новости публикация рискует потерять до 51% достоверности от оригинала. Однако сегодня уже недостаточно дойти до корневой публикации.


В основе фактчекинга — критическое мышление, хотя в последнее время нам всем не хватает его применительно к собственному критическому мышлению».

Глеб Черкасов

Заведующий центром медиапрактик института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ


Необходимо учитывать то, что информация меняется также при переходе из одной платформы в другую. Главное оружие человека, который занимается фактчекингом — сомнение.

IAB Russia занимается формированием индустриальных стандартов, адаптацией международной методологии и изучением рынка digital-рекламы. Выступает за прозрачность и прямоту взаимоотношений, сбалансированное позиционирование различных участников рынка, ориентируется на нужды индустрии и поддерживает атмосферу «вне политики».


Вам понравится

Редакция ADPASS
09.04.2024
Редакция ADPASS
08.04.2024
Редакция ADPASS
02.04.2024
Редакция ADPASS
26.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?