Тендеры на рекламное обслуживание честнее не становятся. В 2023 году доля недобросовестных торгов выросла до 24% от общего количества проводимых в России против 21% годом ранее. Такие результаты получил аналитический центр Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) в ходе очередной волны специализированного исследования. Но есть и хорошие новости: годовой ущерб от участия в нечестных торгах снижается. В 2022 году 35% респондентов оценили его в 5-10 млн рублей, а в 2023-м больше всего опрошенных (38%) сказали, что их потери были в диапазоне 0-5 млн рублей.
Fake-контент: как бороться и предотвращать
Как медиа работают с fake-повесткой, какие методы фактчекинга используют и что ждет медиарынок с вступлением в силу нового закона о социальных сетях?
Сегодня в эпоху постправды с распространением ложной информации возрастает и ответственность специалистов, которые занимаются digital-коммуникациями. Важно поддерживать баланс интересов и качественной достоверной коммуникации между государством, бизнесом, обществом и, конечно, между игроками медиарынка.
В рамках новой дискуссии IAB Talks, посвященной борьбе с фальсифицированной информацией, эксперты обсудили проблемы, возникающие при работе с fake news. Модератором дискуссии выступила Валентина Максимова, руководитель рабочей группы IAB Russia по борьбе с фальсифицированной информацией. В разговоре приняли участие: Светлана Кузеванова, Александр Володин, Тоня Самсонова и Глеб Черкасов.
Приглашаем вас принять участие в исследовании о восприятии fake-контента
УчаствоватьЧтобы вступить в рабочую группу IAB Russia по борьбе с фальсифицированной информацией, направьте запрос по электронной почте.
Обзор юридических аспектов
Fake-повестка существовала и раньше, но правовое регулирование появилось лишь два года назад. С 2019 года fake news трактуется как распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений. Важно отметить, что подобного рода контент создает угрозу или влечет наступление определенных событий.
Светлана Кузеванова рассказала, как трансформировались фейки за время двухлетней правовой практики и выделила ограничения, которые ожидают медиарынок с вступлением в силу закона о социальных сетях 530-ФЗ. Теперь площадки должны не только блокировать, но и самостоятельно выявлять противоправный контент.
Требование не допускать распространения такого контента — наиболее спорный норматив, так как закон не поясняет сам порядок распространения».
Светлана Кузеванова
Старший юрист центра защиты прав СМИ
Эксперт также пояснила постановление правительства №1824 от 12.11.2020 (274-ФЗ) относительно терминологии ОРИ. Специалисты отметили, что, несмотря на стремление законодательных инициатив усилить прозрачность коммуникации в социальных сетях, медиарынок может столкнуться с уменьшением количества пользовательского контента (UGC) и снижением вовлечённости.
Борьба с ложной информацией в соцсетях
Александр Володин поделился кейсами и опытом фактчекинга в социальной сети «Одноклассники». Специалист отметил, что сегодня видеоконтент и любые трансляции остаются наиболее сложным форматом для премодерации. Требуется проработать и сам подход, ведь определить, является ли информация заведомо ложной, иногда практически нереально.
Если мы затрудняемся точно определить достоверность информации, то и блокировать такую информацию мы тоже пока не можем».
Александр Володин
Директор по стратегическому развитию и партнёрствам «Одноклассники» (Mail.ru Group)
Должны ли соцсети принимать решение: какая информация является достоверной и как определить грань между верификацией и цензурой? — вопрос, который остаётся открытым, считает эксперт.
Площадки UGC
В свете новой законодательной практики определённые сложности могут испытывать медиаплощадки, чья бизнес-модель полностью строится на пользовательском контенте. О том, как проходит верификация экспертов «Яндекс.Кью», поделилась Тоня Самсонова, руководитель ресурса.
Важно понимать, что популярный автор с большим количеством подписчиков может распространять недостоверную информацию, в то же время, специалист, который дает точную информацию, может иметь значительно меньшую аудиторию».
Тоня Самсонова
Руководитель сервиса вопросов и ответов Яндекс.Кью
В свою очередь, «Яндекс.Кью» разработал свою систему верификации экспертизы и помечает тех авторов, которые прошли ее: эти ответы получают приоритет в ранжировании. Сервис ориентируется не только на систему лайк/дизлайк — отражающую популярность, но и придерживается принципа достоверно/недостоверно в оценках контента пользователей. В сервисе правила и свойства качества контента определяют представители профессионального сообщества в каждой из тем экспертизы. Это минимизирует распространение недостоверной информации.
Как определить фейк?
Очевидно, что в обществе сформировался запрос на разъяснительную работу и повышение уровня медиаграмотности. Любопытно, что при второй и третьей перепечатке новости публикация рискует потерять до 51% достоверности от оригинала. Однако сегодня уже недостаточно дойти до корневой публикации.
В основе фактчекинга — критическое мышление, хотя в последнее время нам всем не хватает его применительно к собственному критическому мышлению».
Глеб Черкасов
Заведующий центром медиапрактик института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ
Необходимо учитывать то, что информация меняется также при переходе из одной платформы в другую. Главное оружие человека, который занимается фактчекингом — сомнение.
IAB Russia занимается формированием индустриальных стандартов, адаптацией международной методологии и изучением рынка digital-рекламы. Выступает за прозрачность и прямоту взаимоотношений, сбалансированное позиционирование различных участников рынка, ориентируется на нужды индустрии и поддерживает атмосферу «вне политики».
Лучшее в блогах
Вам понравится
Хотя в 2023 году количество богатейших людей в мире с состоянием свыше $300 млн выросло до 627 тыс. человек (+4,2%), их вложения в предметы роскоши снизились на 1%. Правда, не во всех сегментах. Такие данные привела британская консалтинговая компания Knight Frank. В положительной зоне оказались покупки предметов искусства (+11%), ювелирных изделий (+8%), часов (+5%), монет (+4%) и цветных бриллиантов (+2%). Россию британцы вычеркнули из исследования вместе со странами СНГ. Но другие консультанты утверждают, что в России происходит обратный процесс — количество долларовых миллионеров снижается, а инвестиции в предметы роскоши растут.
Несмотря на повальное увлечение инструментами искусственного интеллекта, маркетологи пока называют главным глобальным трендом 2024 года e-com и видеостриминг. ИИ лишь на третьем месте в списке главных потребительских тенденций, но уже уверенно опережает откатившиеся на седьмое место метавселенные. Среди главных статей рекламных бюджетов, инвестиции на которые увеличатся в 2024 году, бренды называют старые добрые баннеры и онлайн-видео. Другие результаты опроса маркетологов мировых производителей потребительских товаров от Mediaocean — в материале ADPASS.
38% мобильных приложений, загруженных в Google Play, и 32% – в App Store оказались не нужны их авторам, сообщила платформа мобильной рекламы Pixalate. Среди них выделяются программы, которые не обновлялись более 4 лет: у Google таких приложений 16%, у Apple – 13%. Чаще всего свои программы бросают российские разработчики: 46% брошенных приложений для Android и 39% – для iOS зарегистрированы в России. При этом реклама в мобильных заброшках приносит забывчивым авторам $5,3 млн ежемесячно.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы