Британское управление по рекламным стандартам (The Advertising Standards Authority, ASA) обнародовало доклад «Восприятие потребителями природоохранных заявлений в рекламе еды и напитков» (Consumer Understanding of Environmental Claims in Food & Drink Advertising). Исследование показало, что большинство потребителей верит без проверки, что компании следуют экологической повестке. ASA заявляет, что будет исправлять ситуацию.
Европа объявляет войну технологиям
Основные партии Европарламента достигли соглашения об ужесточении регулирования крупнейших технологических корпораций. Таким образом ЕС хочет бороться с монополизмом в цифровой индустрии. Закон затронет в первую очередь Google, Amazon, Apple, Facebook, Microsoft, Booking, Alibaba. Закон, радикально меняющий правила игры на рынке, может быть принят уже на следующей неделе. А штрафы могут достичь миллиардов долларов.
Речь идет о законопроекте «О цифровых рынках». Исчерпывающего списка компаний в законопроекте нет. По данным источников Financial Times этот документ будет применяться только к компаниям, чья капитализация составляет более €80 млрд. У всех ведущих представителей отрасли она давно превышает эту сравнительно скромную сумму. А некоторые из них уже стали компаниями-триллионерами. Еще одним условием для применения к ним санкций со стороны Евросоюза будет наличие как минимум одного интернет-сервиса.
Законопроект был предложен еще в декабре 2020 года и с тех пор идет его активное обсуждение. Его стратегической задачей является побороть монополизм в цифровой сфере. И, наконец, Европарламент определился с основными параметрами ограничений, вводимых против интернет-гигантов. Партии Европарламента договорились, что платформам, попадающим под действие закона, будет запрещено давать преференции собственным товарам и услугам на своей площадке, запрещать пользователям удалять любые предустановленные программы или приложения, их также обяжут давать третьим сторонам право участия в услугах «компании-контролера» (gatekeepers) — так в документе обозначены технологические гиганты.
Financial Times полагает, что закон может быть принят Европарламентом уже на следующей неделе. После этого его должны одобрить все 28 членов Евросоюза.
В числе возможных наказаний называется штраф до 10% от годового оборота или «периодические» штрафы на сумму до 5% от среднего ежедневного оборота компании-нарушителя.То есть речь может идти о суммах в сотни миллионов долларов или даже миллиардах. Только рекламная выручка Google по итогам 2020 года составила $147 млрд (рост 9%). Европарламент также рассматривает вопрос о принудительном разделении операций у компаний, которые будут признаны виновными в монополизме.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Уже месяц, как в России действует запрет на размещение рекламы у иноагентов. Специалистов ограничения беспокоят. Но переживают они не из-за бюджетов — на площадки-иноагенты приходилось меньше 0,5% рекламного рынка. Директор по продукту рекламно-технологической компании UMG Владилен Ситников считает, что участникам рынка стоит опасаться штрафов от Роскомнадзора: объемная доля иноагентских площадок в трафике минимальна, но и единичное размещение — повод для разбирательства. Эксперт рассказал ADPASS о сложностях фильтрации площадок-иноагентов при использовании алгоритмических закупок интернет-рекламы (programmatic).
Роскомнадзор уже в этом году начнет анализировать тексты российских сайтов и вести Единый реестр запрещенной информации с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Нейросети помогут ведомству сократить сроки поиска незаконного контента, количество ошибок и персонал на обслуживание системы. В США и Европе модели с искусственным интеллектом рекомендованы к использованию для блокировки незаконного контента. Но участники рынка предупреждают, что для функционирования подобных систем необходимы большие вычислительные мощности, которыми в России пока располагают лишь «Яндекс» и, возможно, VK Group.
Роскомнадзор подвел итоги работы системы маркировки интернет-рекламы в 2023 году. Ведомство зарегистрировало в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) бюджеты на 634,9 млрд рублей с НДС. Больше трети из этих денег — почти 217 млрд рублей, пришлись на IV квартал, когда начали действовать штрафы за отсутствие маркировки. Цифры в целом соответствуют оценке рекламного рынка за 2023 год, которую сегодня опубликовала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). К анализу информации из ЕРИРа была подключена специальная рабочая группа, в которую вошли эксперты АКАР, Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и специалисты Роскомнадзора. Впервые в истории российской рекламы был оценен сегмент региональной интернет-рекламы.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы