Проект «закона о маркетплейсах», поступивший в Госдуму в начале апреля и предполагающий жесткое регулирование интернет-агрегаторов, был встречен главными игроками рынка в штыки. Сначала им не понравилось, что законопроект разрабатывался без их участия. Теперь, ознакомившись с текстом документа, e-com собрал свои замечания и изложил их в письмах, направленных главам Госдумы и Совета федерации от имени отраслевых ассоциаций. Большинство предложенных норм категорически не устраивает бизнесменов. Например, они выступают против ограничения комиссии маркетплейсов и запрета взимания с покупателей платы за возврат товар. Если учесть все e-com-пожелания, то закон можно и не принимать.
До господдержки доживут только крупные разработчики игр
Газетам «Коммерсант» и «Ведомости» стало известно о государственных мерах поддержки разработчиков игр. Отрасль, чьи доходы на 80% зависят от продаж за рубежом, оказалась на грани выживания. Крупнейшие производители игр уже заявили о переводе сотрудников из России и даже закрытии бизнеса.
Работа над концепцией реформирования законодательства в сфере регулирования игровой индустрии уже идет. В мае в администрации президента прошла закрытая встреча с разработчиками видеоигр. 18 июня на ПМЭФ планируемые изменения и меры поддержки отрасли обсудили на сессии «Цифровое право и кибербезопасность в контексте игровой индустрии».
После начала военных действий в Украине у российского геймдева возникло множество проблем. Затруднен доступ к площадкам дистрибуции мобильных (App Store и Google Play) и десктопных игр (Steam). Практически остановились финансовые расчеты. Бизнес игровой компании часто поделен между двумя юридическими лицами: разработка и продажа. Первое находится в России, второе за рубежом. Сейчас деньги, полученные от продажи игр, невозможно перевести в Россию. Нечем платить программистам и за аренду офисов. Уходят крупные игровые компании. Студии Plarium и Game Insight закрыли свои российские подразделения, в которых работало около тысячи сотрудников. «Сбер» свернул свой игровой проект SberGames. Работа гейм-индустрии в России парализована.
Имеющийся сейчас реестр отечественного программного обеспечения (ПО) как средство поддержки абсолютно не адаптирован под нужды производителей игр. Глава комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев в рамках ПМЭФ заявил: «Необходима адаптация налоговых и других льгот для IT-отрасли под игровую индустрию». Льготы для компаний игрового дизайна должны начинать действовать еще в период разработки. Для AA-игр (среднебюджетных) такой период составляет от года до трех. Необходимо также включить в реестр продукты на стадии MVP (минимального жизнеспособного продукта), в этом случае компания-производитель сможет претендовать на льготы по НДС. Для попадания в реестр отечественного ПО штат компании-разработчика должен состоять как минимум из семи человек. Существует множество проектов, где количество работников меньше. Это нужно откорректировать, отметил эксперт.
Магазины игровых приложений — основной канал реализации игр. Среди инициатив, высказанных на сессии ПМЭФ — временная заморозка маркетплейсами MyGames и VK Play комиссии от продажи игр. Представители MyGames отказались от комментариев, VK не ответили запрос «Ведомостей». Российские магазины приложений для Android, срочно запущенные в мае — RuStore, NashStore и RuMarket, пока не анонсировали размер комиссии для разработчиков игр. Владимир Кириенко, гендиректор VK, заявил, что она «точно будет меньше 15%».
Инициатива по заморозке комиссии в NashStore посчитал полезной, но надеется на поддержку государства. Маркетплейс рассчитывает на субсидирование своей комиссии
Основные проблемы игрового рынка — низкая ликвидность, изменение циклов создания продукта, дистрибуции, форматов взаимодействия с потребителями, считает глава департамента игрового рынка и международного сотрудничества NashStore Николай Ким: «Послабления в комиссии магазинов помогут только крупным игрокам, которые быстро решат более важные проблемы. Малые и средние издатели просто не смогут дойти до этой поддержки».
Лучшее в блогах
Вам понравится
Британское управление по рекламным стандартам (The Advertising Standards Authority, ASA) обнародовало доклад «Восприятие потребителями природоохранных заявлений в рекламе еды и напитков» (Consumer Understanding of Environmental Claims in Food & Drink Advertising). Исследование показало, что большинство потребителей верит без проверки, что компании следуют экологической повестке. ASA заявляет, что будет исправлять ситуацию.
В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.
Сегодня Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект о продлении на десять лет договоров операторам наружной рекламы. По сравнению с первым чтением в текст внесли две значимых поправки: операторов-должников лишили права на пролонгацию, а максимальный срок продления договоров ограничили декабрем 2034 года.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы