Брин сказал «Поехали!»: что известно о первом дирижабле сооснователя Google
8 ноября 2023 года претендует на важную дату в истории воздухоплавания. Утром в среду из ангара №2 аэродрома Моффетт в Маунтин-Вью в Калифорния выплыл самый большой из существующих дирижаблей — Pathfinder 1. Создан он под руководством бывшего инженера NASA Алана Уэстона на деньги сооснователя Google Сергея Брина.
«Теперь мы должны показать, что он может надежно летать в реальных условиях. И мы собираемся это сделать».
Получивший в начале сентября сертификат летной годности Pathfinder 1 сначала будет испытываться на том же аэродроме, где его строили и в ближайшем аэропорту Пало-Альто, затем испытания продолжатся над южной частью залива Сан-Франциско. Первоначально эти испытания пройдут всего в паре метров от земли, когда дирижабль будет привязан к мобильной мачте-треноге. За ними последуют простые маневры вокруг Моффетт-Филд, а затем серия полетов над заливом.
Технические характеристики Pathfinder 1
Никаких чертежей Pathfinder 1 в открытом доступе нет. Снаружи Pathfinder 1 выглядит как любой другой дирижабль. Он белый, сужающийся сзади и спереди, с дюжиной пропеллеров и гондолой.
Гондола дирижабля Pathfinder 1
Pathfinder 1 – самый большой дирижабль со времен гиганта «Гинденбурга» из 30-х годов. Его длина – 124,5 метра (245 метров у «Гинденбурга»). Воздушное судно использует в качестве подъемного газа стабильный гелий, который содержится в 13 нейлоновых ячейках и контролируется лидарными лазерными системами. Жесткие ребра из 10 000 трубок, армированных углеродным волокном, и 3000 титановых втулок образуют защитный каркас вокруг газовых ячеек, который окружен легкой синтетической кожей Tedlar.
Структура каркаса Pathfinder 1
Энергетическая установка Pathfinder 1 состоит из двенадцати электродвигателей, которые запитываются от дизельных генераторов и аккумуляторов, обеспечивающих вертикальный взлет и посадку. Скорость дирижабля может достигать 65 узлов (приблизительно 65 км/ч).
Как Сергей Брин строил свой первый дирижабль
Первая информация, что Сергей Брин решил воскресить подзабытый вид транспорта, появилась в прессе в конце апреля 2017 года. Несколько изданий написали, что соучредитель Google тайно строит огромный дирижабль внутри ангара №2 Исследовательского центра Эймса НАСА. Тогда еще было неясно, является ли строительство дирижабля просто хобби или чем-то, что Брин надеется превратить в бизнес. «Извините, мне сейчас нечего сказать по этой теме», — ответил Брин попросившим его прокомментировать постройку воздушного судна журналистам Bloomberg.
По словам источников, знакомых с проектом, Брин увлекался дирижаблями давно. Интерес к ним проснулся у совладельца Google после посещения исследовательского центра Эймса, который расположен неподалеку от штаб-квартиры материнской компании Google Alphabet в Маунтин-Вью в Калифорнии. В 30-х годах прошлого века здесь в огромном ангаре швартовался американский военный дирижабль «Мейкон». Именно фотографии воздушного гиганта подтолкнули Брина к созданию своего собственного.
Дирижабль USS Macon (Мэ́йкон)
В 2015 году подразделение Google Planetary Ventures приобрело у NASA (Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства) несколько больших ангаров в центре Эймса и превратило их в лаборатории. Тогда же стало известно, что проект Брина по созданию дирижабля возглавил Алан Уэстон, бывший директор программ NASA, который до прихода в управление инженерил на Стратегическую оборонную инициативу, СОИ, более известную как система противоракетной обороны «Звездных войн», а после ухода из “оборонки” разрабатывал для NASA лунный корабль.
Алан Уэстон
Кандидатура Уэстона на роль руководителя проекта постройки дирижабля была выбрана Брином не случайно. Опытный инженер давно интересовался этим типом воздушных судов. В одном из радиоинтервью в 2013 году Уэстон рассказал о планах создания дирижабля, который можно было бы использовать для перевозки грузов. Идея Уэстона состояла в том, что дирижабли могут быть более экономичными, чем самолеты, и смогут доставлять грузы непосредственно туда, где они необходимы, а не в транспортные центры, такие как аэропорты или судоходные порты. При этом Уэстон подчеркнул, что современные технологии обещают снизить стоимость перемещения грузов на дирижаблях на порядок, и все зависит от размеров воздушного судна: чем оно больше, тем дешевле обойдется перевозка.
В итоге Уэстон стал генеральным директором компании LTA Research & Exploration LLC, производителя дирижаблей, финансируемое Брином. Буквы «LTA» в названии расшифровываются как «Lighter Than Air» (легче воздуха).
Результатом работы LTA, которая велась в обстановке секретности, стал построенный в гигантском ангаре дирижабль Pathfinder 1
Pathfinder 1 в ангаре
Зачем Сергею Брину дирижабль, и сколько он потратил на проект
Курсируют слухи, что Брин будет строить целую эскадрилью дирижаблей. Пока известно о его планах на два воздушных судна этого типа. Комментировать работу LTA Брин отказывается. Возможно, дирижабли просто нравятся миллиардеру, состояние которого, согласно Bloomberg, оценивается в $105 млрд. Так что Брин если захочет, сможет создать и большой флот дирижаблей.
Ни Брин, ни его представители не раскрывают сумму, потраченную сооснователем Google на создание летательного аппарата в стиле стимпанк. Работники LTA поговаривают, что в проект уже вложено более $250 млн.
Кто еще разрабатывает и строит дирижабли
Zeppelin NT
В Германии дирижабли строит компания Zeppelin Luftschifftechnik GmbH из Фридрихсхафена. С 1997 года она эксплуатирует воздушные суда проекта NT Zeppelin N07-101 (Аббревиатура NT расшифровывается как «Neue Technologie» (новые технологии). Дирижабли длиной 75 метров регулярно проводят развлекательные полеты продолжительностью до 120 минут в нескольких немецких городах, а также используются в рекламных целях и для наблюдения за ситуацией на дорогах. Стоимость билета на полет начинается от €320 за получасовой воздушный тур и заканчивается €1060 за двухчасовую прогулку.
LCA60T
Дирижабль LCA60T или «Летающий кит» — самое крупное воздушное судно этого класса, разрабатываемое сегодня. Его длина составит 198 метров. «Летающий кит» проектируется одноименным французским стартапом. Основное назначение LCA60T – перевозка грузов. Грузоподъемность дирижабля – 60 тонн. В движение «Летающий кит» будет приводиться самым мощным в мире электрогенератором Honeywell мощностью 1 мегаватт. Прототип должен появиться на свет в этом году, а выпуск первых коммерческих дирижаблей запланирован на 2025 год.
Airlander 10
Этот проект можно назвать условно действующим. Разработку дирижабля Airlander 10 начала в 2010 году английская компания Hybrid Air Vehicles. Заказчиком проекта было Минобороны США, а генеральным подрядчиком американская военно-промышленная корпорация Northrop Grumman. Воздушное судно длиной 92 метра предназначалось для ведения разведки, наблюдения и рекогносцировки сухопутных войск с помощью беспилотных летательных аппаратов. Первый полет Airlander 10 совершил летом 2012 года.
Но год спустя планы военных изменились, программа была свернута, а финансирование остановлено. Hybrid Air Vehicles пыталась реанимировать проект и в марте 2016 года представила переработанную версию дирижабля, подходящую и для гражданского использования. Первый полет обновленного Airlander 10 состоялся в конце лета 2016 года и прошел удачно. Но за ним последовали два летных происшествия. 24 августа 2016 года при посадке была разбита гондола воздушного судна, а 18 ноября 2017 года дирижабль оторвался от причальной мачты, рухнул на землю и разбился.
Единственным, чем запомнился Airlander 10, было прозвище «летающая задница» (Flying Bum), которое дирижабль получил за своеобразную форму.
Airlander 10
После катастрофы проект был заморожен, а Hybrid Air Vehicles с тех пор ищет новых инвесторов.
H2 Clipper
Дирижабль H2 Clipper анонсирован одноименным калифорнийским стартапом, занимающимся технологиями водородной энергетики. Воздушное судно создается как средство доставки водорода. Как сообщают авторы проекта, H2 Clipper будет развивать скорость до 241 км/ч, иметь грузоподъемность 150 тонн и дальность полета больше 6000 миль (9,5 тыс. километров). При этом стоимость перевозки одной тонны груза на 100-процентно экологически чистом транспорте не будет превышать $0,32 за одну милю.
Как сообщается на сайте стартапа, проектирование H2 Clipper должно завершиться в 2023 году, постройка начнется в 2024 год, первый тестовый полет запланирован на 2026 год, а коммерческая эксплуатация – на 2029 год.
Другой информации о проекте сейчас нет. Последнее сообщение в X (ex-Twitter) компании датируется мартом этого года.